Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

1.Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.

Абай

2.Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник.

Г. Аполлинер

3.Лицо художника проявляется в его противоречивости.

Л. Арагон

4.Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее.

О. Бальзак

5.Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства.

О. Бальзак

6.Можно быть ученым с учеными, но с художниками нужно быть поэтом.

О. Бальзак

7.Как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение.

С. Батлер

8.История искусств есть история их многократного возрождения.

С. Батлер

9.Искусство без мысли, что человек без души,— труп.

В. Г. Белинский

10.Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома.

В. Г. Белинский

11.Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей.

В. Г. Белинский

12.Верное изображение нравственного безобразия могущественнее всех выходок против него.

В. Г. Белинский

13.Художник может быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были ученые люди.

А. А. Бестужев-Марлинский

14.Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.

Л. Бетховен

15.Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.

Л. Бетховен

16.С произведениями искусств, как и с людьми: они могут быть милы даже при наличии самых больших недостатков.

Л. Берне

17.Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают.

М. Блондель

18.Форма без содержания — это звонок, который не звонит.

О. Блюменталь

19.Вдохновение приходит всегда, когда человек того хочет, но исчезает оно не всегда, когда он этого желает.

Ш. Бодлер

20.Искусство — всегда метафора действительности.

Ю. Бондарев

21.Прогресс в искусстве заключается не в расширении его границ, но в лучшем их понимании.

Ж. Брак

22.Главное в искусстве — простота, величие и чувство, а главное в его форме — сдержанность.

Б. Брехт

23.Художник не может рассматривать стихийный успех как истинный критерий ценности своего произведения.

Б. Брехт

24.Большое искусство служит большим целям.

Б. Брехт

25.Лакировка и украшательство — самые страшные враги не только прекрасного, но и политической мудрости.

Б. Брехт

26.Восприятие искусства только тогда может привести к подлинному наслаждению, когда существует искусство восприятия.

Б. Брехт

27.У эпох без больших целей нет и большого искусства.

Б. Брехт

28.Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Б. Брехт

29.Мастерство художника заключается в том, что он может изобразить значительной любую вещь.

Б. Брехт

30.Любое великое произведение рождается лишь после долгого периода тихих и углубленных размышлений.

У. Бэджот

31.Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя.

Р. Вагнер

32.Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство.

Р. Вагнер

33.Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени.

Р. Вагнер

34.Сдержанность должна быть в искусстве тем же, что стыдливость в любви.

К. Ватле

35.Художник делает самое малое — большим.

В. В. Вересаев

36.Только действительность имеет право быть неправдоподобной, искусство — никогда. Вот почему искусство не может слиться с жизнью.

Э. Верхарн

37.Секрет искусства в том, что оно исправляет природу.

Ф. Вольтер

38.Без страстной партийности еще никогда не создавалось ни одного крупного произведения искусств.

Ф. Вольф

39.Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни.

В. М. Гаршин

40.Искусство — это язык, следовательно, в высшей степени социальная функция.

Г. Гауптман

41.Искусство — это совесть человечества.

К. Геббель

42.Искусство стало первым учителем народов.

Г. Гегель

43.Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

Г. Гегель

44.В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.

Г. Гегель

45.Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Г. Гегель

46.Художник принадлежит своему времени, он живет его нравами и привычками, разделяет его взгляды и представления.

Г. Гегель

47.Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.

Г. Гегель

48.Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения. Один алмаз шлифует другой.

Г. Гейне

49.Если твое творение не понравилось знатоку, это нехороший признак; если же оно удостоилось похвалы невежды, то его следует совсем выбросить.

К. Геллерт

50.Много прекрасного существует в мире разрозненно, и это — задача нашего духа: обнаружить связи и тем самым создавать произведения искусства.

И. Гёте

51.Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.

И. Гёте

52.Совершенное произведение искусства — это произведение человеческого духа и в этом смысле произведение природы.

И. Гёте

53.В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. И росток этот оживает особенно часто, когда человека одаренного хотят ограничить, задобрить и заставить служить односторонним целям.

И. Гёте

54.Дилетант относится к искусству, как халтурщик к ремеслу.

И. Гёте

55.Дилетанты, сделав все, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа еще не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата.

И. Гёте

56.Искусство остается искусством! Тот, кто не чувствует его глубоко, не имеет права называться художником.

И. Гёте

57.Своеобразие выражения — альфа и омега всякого искусства.

И. Гёте

58.Никто, кроме художника, не может споспешествовать искусству. Меценаты поощряют художника. Это справедливо и хорошо; но этим не всегда поощряется искусство.

И. Гёте

59.Все другие искусства мы должны кредитовать, и только у греческого мы вечно остаемся в долгу.

И. Гёте

60.В произведении искусства «что» интересует людей гораздо больше, чем «как». Первое они могут усвоить по частям, второе же им не удается объять как нечто целое.

И. Гёте

61.Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы.

И. Гёте

62.Вкус развивается не па посредственных, а на самых совершенных образцах.

И. Гёте

63.Искусство — дело серьезное, особенно серьезное, когда оно занимается объектами благородными и возвышенными; художник же стоит над искусством и над объектом; над первым — ибо пользуется им как средством, над вторым — ибо на свой лад толкует его.

И. Гёте

64.Техника в соединении с пошлостью — это самый страшный враг искусства.

И. Гёте

65.Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции.

И. Гёте

66.Жизнь коротка, искусство вечно.

Гиппократ

67.Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.

М. И. Глинка

68.Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.

К. Глюк

69.Мастерство приходит само, вопреки нам, по мере опыта и с тем большею легкостью, чем больше думаешь о чем-то другом, не о нем.

П. Гоген

70.Фантазия, лишенная разума, порождает чудовище; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес.

Ф. Гойя

71.Искусство должно облагораживать людей.

М. Горький

72.Искусство прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком велико и важно для того, чтобы в нем могли иметь место «чудачества».

М. Горький

73.В основе своей искусство есть борьба за и против; равнодушного искусства нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не «фиксирует» действительность, а или утверждает, или изменяет ее, разрушает.

М. Горький

74.Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи.

М. Горький

75.Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтоб оно стало еще лучше, преувеличивать плохое — враждебное человеку, уродующее его,— чтобы оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством.

М. Горький

76.Художественная форма — это ставшее зримым содержание.

И. Гофмиллер

77.Кто стал в искусстве мастером, тот без всякого для себя ущерба может забыть о правилах.

А. Граф

78.Творить искусство может лишь избранник, любить искусство — всякий человек.

А. Грюн

79.Правила и образцы убивают гений и искусство.

У. Гэзлитт

80.В поэте и художнике живет беспредельность.

В. Гюго

81.В наше время горизонт искусства значительно расширился: прежде поэт обращался к публике, теперь — к народу.

В. Гюго

82.Самый большой триумф художника — если он заставляет мыслить и чувствовать тех, кто на это способен.

Э. Делакруа

83.У искусства есть враг: имя ему — невежество.

Б. Джонсон

84.Природа иногда суховата, но искусство никогда не должно быть сухим.

Д. Дидро

85.Задача искусства — не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многообразия однородных жизненных явлений.

Ф. М. Достоевский

86.Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.

Ф. М. Достоевский

87.Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда.

Т. Драйзер

88.Пока искусство остается косметическим кабинетом нашей цивилизации, и искусство и цивилизация находятся в опасности.

Д. Дьюи

89.Гармония — вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.

И. В. Жолтовский

90.Когда на произведении искусства заметны следы напильника, это значит, что оно недостаточно отшлифовано.

Ж. Жубер

91.Произведение искусства — это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента.

Э. Золя

92.Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени.

А. А. Иванов

93.Мастерство еще не делает художником.

П. Кавальс

94.Где нет правды, нет и искусства.

М. И. Калинин

95.Высшая цель, которой служит искусство,— способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили.

Р. Кент

96.Искусство — это наука, ставшая ясной.

Ж. Кокто

97.Искусство ценно лишь в том случае, если оно является выражением нравственности.

Ж. Кокто

98.Если жизнь есть движение и борьба, то и искусство, верное отражение жизни, должно представлять то же движение, борьбу мнений, идей.

В. Г. Короленко

99.Жизнь — движение, борьба, а искусство — орган умственного движения и борьбы; значит, цель его не просто отражать, а отражать отрицая или благословляя.

В. Г. Короленко

100.Идея политическая, как и всякая другая, имеет право гражданства в искусстве.

В. Г. Короленко

101.Подлинный шедевр должен поддаваться повторению, чтобы художник мог удостовериться, что он не игрушка собственных нервов или случая.

Г. Курбе

102.В некоторых областях посредственность невыносима: таковы поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство.

Ж. Лабрюйер

103.Только трогательное действие в искусстве неотразимо. Тот, кто умеет растрогать, умеет все.

А. Ламартин

104.Нет творчества без самоотдачи и без страдания.

Г. Лансон

105.Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

В. И. Ленин

106.У человека нет вкуса, если этот вкус односторонен. Истинный вкус — это вкус всеобъемлющий, которому доступны красоты всякого рода.

Г. Лессинг

107.Когда искусство верно действительности, когда оно черпает силу в окружающей жизни, художник — по велению собственной или социальной потребности — создаст подлинные шедевры.

К. Либкнехт

108.Во всяком произведении, которое потрясает, есть поэзия, и чем больше потрясения, тем более там поэзии.

А. В. Луначарский

109.Единственная сфера, в которой различимо божественное,— это искусство, как бы оно ни называлось.

А. Мальро

110.Эстетство — продукт безнадежных времен, государств, губящих надежды.

Г. Манн

111.Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

Т. Манн

112.Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.

Т. Манн

113.Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

К. Маркс

114.Предмет искусства — нечто подобное происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой.

К. Маркс

115.Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

К. Маркс, Ф. Энгельс

116.Проникновение в то, что совершается в порыве озарения, составляет основу искусства.

Адам Мицкевич

117.Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся.

И. В. Мичурин

118.Выдающимся является лишь такое произведение искусства, которое одновременно представляет собою символ и точное выражение действительности.

Г. Мопассан

119.Искусство — это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле.

А. Моруа

120.Художник — это синтез теоретика и практика.

Новалис

121.Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.

Овидий

122.Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих.

В. Олстон

123.Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину.

М. М. Пришвин

124.Служенье муз не терпит суеты.

А. С. Пушкин

125.Искусство начинается там, где кончается случайность. И, однако, все, что случай привносит в него, его обогащает.

П. Реверди

126.Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества.

Ж. Ренар

127.Прекрасное в искусстве всегда правдиво, однако правдивое не всегда прекрасно.

Э. Ритшель

128.Цель искусства — не греза, а реальная жизнь.

Р. Роллан

129.Все радости жизни — в творчестве. Творить — значит убивать смерть.

Р. Роллан

130.Искусство — это доказательство, которое подтверждается природой.

Жорж Санд

131.Нелепы разговоры об искусстве для искусства. Всякое искусство, как порождение людей, носит на себе отражение той или иной человеческой среды.

Я. М. Свердлов

132.Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.

Сенека Младший

133.Подлинное искусство опережает время.

Сен-Поль Ру

134.Свести искусство к вопросу «формы» — значит умалить и сузить его сверх всякой меры.

Ш. Сент-Бёв

135.Есть высшая точка, где искусство, природа и нравственность сливаются воедино.

Ш. Сент-Бёв

136.Над истинно прекрасным в искусстве — время бессильно.

А. Н. Серов

137.Искусство — как поиски алмазов. Ищут сто человек, а находит один. Но этот один никогда не нашел бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек.

В. Солоухин

138.Всякое искусство есть диалог между художником и публикой.

В. Солоухин

139.Если наука есть память ума, то искусство есть память чувств.

В. Солоухин

140.Подлинное искусство не терпит лжи.

К. С. Станиславский

141.Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда.

К. С. Станиславский

142.Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других.

Стендаль

143.В искусстве живо лишь то, что постоянно несет наслаждение.

Стендаль

144.Искусство является продуктом физического состояния парода, с одной стороны, и всей его цивилизации, то есть несколько сот его привычек — с другой.

Стендаль

145.Искусство живет только страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспевать в искусстве.

Стендаль

146.Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

В. А. Сухомлинский

147.Мне кажется, что требовать от искусства, чтобы оно было отражением только действительности,— очень мало. Тогда хватит и фотографов.

Максим Танк

148.Я всегда буду жертвовать формой, если дело будет идти о выборе между формой и содержанием. Мысль — вот главное.

Марк Твен

149.Искусство есть одно из средств единения людей.

Л. Н. Толстой

150.Искусство есть высочайшее проявление мужества в человеке.

Л. Н. Толстой

151.Искусство, если оно искусство, должно быть доступно всем, а в особенности тем, во имя которых оно делается.

Л. Н. Толстой

152.Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Л. Н. Толстой

153.У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Л. Н. Толстой

154.Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках.

Л. Н. Толстой

155.Своеобразие искусства состоит в том, что оно одновременно недосягаемо и общедоступно: оно несет в себе самое возвышенное и являет его всем.

И. Тэн

156.В искусстве отсутствие недостатков не есть достоинство.

Э. Фаге

157.Искусство есть плод исканий, мук и раздумий художника, оно серьезно, ответственно перед высшим судьей — человеком.

К. А. Федин

158.Чем дальше пойдет человечество, тем более искусство будет научным.

Г. Флобер

159.Все, что прекрасно,— нравственно.

Г. Флобер

160.Из одного чувства берут свое начало искусство и добродетель.

Г. Форстер

161.Только человек является высшим предметом искусства, создающего красоту.

Г. Форстер

162.Чувство меры в искусстве — все.

А. Франс

163.Угроза искусству надвигается со стороны двух чудовищ: художника, чуждого мастерству, и мастера, чуждого искусству.

А. Франс

164.Художник должен любить жизнь и показывать нам, как она прекрасна. Не будь его, мы усомнились бы в этом.

А. Франс

165.Подлинным является только то искусство, которое себя не обнаруживает.

А. Франс

166.Художники вечно молоды.

М. Фуллер

167.Все хорошее человечно и благородно, по божественно и бессмертно лишь прекрасное.

Р. Хамерлинг

168.Лишь в неудаче художник познает свое подлинное отношение к творчеству, только после поражения полководец видит свои ошибки.

С. Цвейг

169.Искусство, лишенное идеи, становится искусственным и формалистическим.

К. Цеткин

170.Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле слова не существуют для простой забавы; они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий.

П. И. Чайковский

171.Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.

Н. Г. Чернышевский

172.Большинство искусств требуют длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств — искусство нравиться — требует только одного — желания.

Ф. Честерфилд

173.Прекрасное заключено лишь в правде.

Ф. Шиллер

174.Живая неудача лучше мертвого шедевра.

Б. Шоу

175.Я не приверженец искусства для искусства и не шевельну пальцем, чтобы написать художественное произведение, в котором нет ничего, кроме художественных достоинств.

Б. Шоу

176.Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души.

Р. Шуман

177.Художник должен заботиться не о том, чтобы его произведение нашло признание, а о том, чтобы оно заслуживало его.

М. Эбнер-Эшенбах

178.Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства.

Р. Эмерсон

179.Художники должны жертвовать собой ради искусства, подобно пчелам, отдающим жизнь вместе со своим жалом.

Р. Эмерсон

180.Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения его сердца.

Р. Эмерсон

181.Подражание не может превзойти образец. Подражатель обрекает себя на безнадежную посредственность.

Р. Эмерсон

182.Вечная новизна — вот в чем мера достоинства любого произведения искусства.

Р. Эмерсон

183.Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.

Ф. Энгельс