Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

1.Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием.

М. Адзельо

2.Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Аристотель

3.В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Аристотель

4.Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов.

О. Бальзак

5.Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

6.Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности.

В. Г. Белинский

7.Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.

В. Г. Белинский

8.Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

В. Г. Белинский

9.Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.

В. Г. Белинский

10.Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

В. Г. Белинский

11.Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру.

В. М. Бехтерев

12.Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

В. М. Бехтерев

13.Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.

Боэций

14.Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.

Ф. Бэкон

15.Воспитание не ограничивается школой.

П. Валери

16.Воспитателем, как и художником, нужно родиться.

К. Вебер

17.Воспитание развивает способности, но не создает их.

Ф. Вольтер

18.Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла.

Г. Гегель

19.Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.

К. Гельвеций

20.Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

К. Гельвеций

21.В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе.

К. Гельвеций

22.Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес.

А. И. Герцен

23.Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гёте

24.Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю.

И. Гёте

25.Учатся у тех, кого любят.

И. Гёте

26.Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.

М. Горький

27.Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.

М. Горький

28.Наш воспитатель — наша действительность.

М. Горький

29.Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим.

У. Гэзлитт

30.Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь — хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды — еще лучше.

В. Гюго

31.Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

В. И. Даль

32.Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания.

Р. Декарт

33.Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Демокрит

34.Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Демокрит

35.Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью.

Ф. Э. Дзержинский

36.Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей.

Ф. Э. Дзержинский

37.Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм.

Ф. Э. Дзержинский

38.Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.

А. Дистервег

39.Истинное воспитание стремится к природосообразному развитию, но не к преждевременной зрелости.

А. Дистервег

40.Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

41.Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

А. Дистервег

42.Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

А. Дистервег

43.Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее,— тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее.

Н. А. Добролюбов

44.Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.

М. П. Драгоманов

45.Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании.

Жан Поль

46.Обучать — значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

47.Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю.

М. И. Калинин

48.Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми.

М. И. Калинин

49.Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это дело куда более сложное.

М. И. Калинин

50.Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека.

М. И. Калинин

51.Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям.

М. И. Калинин

52.Педагог — это инженер человеческих душ.

М. И. Калинин

53.В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.

И. Кант

54.Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

И. Кант

55.Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие.

И. Кант

56.Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания.

Н. М. Карамзин

57.Велик тот учитель, который исполняет долом, чему учит.

Катон Старший

58.Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно.

Р. Киплинг

59.Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании — особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить.

В. О. Ключевский

60.Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский

61.Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. О. Ключевский

62.Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.

Л. Колумелла

63.Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Я. Коменский

64.Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Я. Коменский

65.Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Я. Коменский

66.Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Я. Коменский

67.Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Я. Коменский

68.Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

Я. Коменский

69.Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Я. Коменский

70.Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Я. Коменский

71.Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,— непрочно, неверно и ненадежно.

Я. Корчак

72.Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.

Я. Корчак

73.Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Я. Корчак

74.Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Н. К. Крупская

75.Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям.

И. К. Крупская

76.Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение.

Н. К. Крупская

77.Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться.

Н. К. Крупская

78.Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования.

Н. К. Крупская

79.Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит лишиться всякого их доверия и уважения.

Ж. Лабрюйер

80.Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов.

В. И. Ленин

81.Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни.

В. И. Ленин

82.Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

В. И. Ленин

83.Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок,— значит, ты воспитатель.

Ш. Летурно

84.Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем.

Г. Лихтенберг

85.Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

Д. Локк

86.В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью.

Д. Локк

87.Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский

88.Воспитание — хлеб души.

Д. Мадзини

89.Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А. С. Макаренко

90.Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

А. С. Макаренко

91.Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А. С. Макаренко

92.Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

А. С. Макаренко

93.Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

А. С. Макаренко

94.Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

А. С. Макаренко

95.Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А. С. Макаренко

96.Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.

А. С. Макаренко

97.Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

98.Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях.

Б. Мандевилб

99.Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.

К. Маркс

100.Воспитатель сам должен быть воспитан.

К. Маркс

101.Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.

Д. И. Менделеев

102.Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Д. И. Менделеев

103.Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Д. И. Менделеев

104.К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д. И. Менделеев

105.Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе.

М. Монтень

106.Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень

107.Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

М. Монтень

108.Процветание государства, благополучие народа зависят нецтменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания.

Н. И. Новиков

109.Хорошие учителя создают хороших учеников.

М. В. Остроградский

110.Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.

Б. Паскаль

111.Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

И. Песталоцци

112.Воспитание и только воспитание — цель школы.

И. Песталоцци

113.Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.

Н. И. Пирогов

114.Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников.

Н. И. Пирогов

115.В воспитании нет ничего ничтожного.

Н. И. Пирогов

116.В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д. И. Писарев

117.Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.

Д. И. Писарев

118.Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем.

Д. И. Писарев

119.Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Плутарх

120.Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

Э. Ренан

121.Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.

Д. Рескин

122.Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Ж.-Ж. Руссо

123.Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам.

Ж.-Ж. Руссо

124.Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость.

Ж.-Ж. Руссо

125.Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.-Ж. Руссо

126.Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него,— а оно предполагает и много других,— это не быть человеком продажным.

Ж.-Ж. Руссо

127.Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.

Ж.-Ж. Руссо

128.Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка.

М. Е. Салтыков-Щедрин

129.Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки,— в этом и заключается великая тайна и великая задача.

Жорж Санд

130.Уча других, мы учимся сами.

Сенека Младший

131.Воспитание можно рассматривать как непрерывное приобретение тех знаний, которые совершенно необходимы для поддержания отношений, сложившихся между членами общества.

А. Сен-Симон

132.Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.

А. Сент-Экзюпери

133.Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ

134.Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

В. А. Сухомлинский

135.Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть,— главная причина отсутствия свободного времени.

В. А. Сухомлинский

136.Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного.

Р. Тагор

137.Воспитание — это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.

Марк Твен

138.Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам.

Э. Тельман

139.Важнейшей основой успешного воспитания человека является формирование его характера.

Э. Тельман

140.Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд.

Э. Тельман

141.Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

Л. Н. Толстой

142.И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

143.Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.

Л. Н. Толстой

144.Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

145.Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Л. Н. Толстой

146.Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни.

И. С. Тургенев

147.Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.

К. Д. Ушинский

148.Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К. Д. Ушинский

149.Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким,— и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К. Д. Ушинский

150.Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

К. Д. Ушинский

151.Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

152.Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К. Д. Ушинский

153.Самая важная часть воспитания — образование характера.

К. Д. Ушинский

154.Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.

К. Д. Ушинский

155.Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

156.Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать.

А. Франс

157.Благородство манер воспитывается на примерах.

А. Франс

158.Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

159.Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.

Э. Хаббард

160.Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.

Ф. Честерфилд

161.Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно.

Ф. Честерфилд

162.Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов.

Н. Шамфор

163.Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Р. Эмерсон

164.Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.

Эпиктет