Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

1. Кароткі змест Франьциска Скорины с Полоцька во всю Библию рускаго языка

2. Кароткі змест Предъсловие в притчи премудраго Саломона, царя Израилева

3. Кароткі змест Предъсловие доктора Франьциска Скорины с Полоцька в книги Иудиф-вдовици

 

 

Кароткі змест Франьциска Скорины с Полоцька во всю Библию рускаго языка

«В сей книзе вси прироженое мудрости зачало и конець... В сей книзе вси законы и права, ими же люде на земли справоватися имеють, пописаны суть. В сей книзе вси лекарства душевные и телесные зуполне знайдете. Ту навчение филозофии добронравное, яко любити Бога для самого себя и ближнего для Бога, имамы. ...Ту научение седми наук вызволеных достаточное.

Хощеши ли умети грамматику или, по-рускы говорячи, грамоту, еже добре чести и мовити учить, знайдеши в зуполной Библии, Псалтыру, чти ее. Пак ли ти ся любить разумети логику, она же учить з доводом разознати правду от кривды, чти книгу Светого Іова или Послания светого апостола Павла. Аще ли же помыслиши умети риторику, еже ест красномовность, чти книги Саломоновы...

Восхощете ли пак учиться музыки, то ест певници, премножество стихов и песней светых по всей книзе сей знайдеши.

Любо ли ти ест умети аритметику, еже вократце а неомылне считати учить, четвертый книги Моисеевы часто чти.

Пак ли же имаши пред очима науку геометрию, еже по-руски сказуется землемерии, чти книги Исуса Наувина.

Есть ли астрономии или звездочети — найдеш на початку книги сее о сотворении солнеца и месеца и звезд; найдеш во Исусе Наувине...

Аще ли кохание имаши ведати о военных а о богатырских делех, чти книги Судей или книги Махавеев...»

 

 

Кароткі змест Предъсловие в притчи премудраго Саломона, царя Израилева

«Притчи же ...или присловия, понеже иными словами всегда иную мудрость и науку знаменуюць а иначей ся разумеюць, нежели молвены бываюць, и больши в собе сокритых тайн замыкають, нежели ся словами пищуть.

Молвил же ест царь Соломон притчей три тысещи... И учинил размолвение о пророжении древ и былин... И мудре поведелтеже о прирожении зверей, птиць, гадов и риб...

Пожиточьны же суть сие книгы чести всякому человеку, мудрому и безумному, богатому и вбогому, младому и старому, наболей тым, они же хотят имети добрые обычае и познати мудрость и науку...

Ест бо в сих притчах сокрита мудрость, якобы сеюць в драгом камени, и яко злато в земли, и ядро у в ореху... Хвала и честь безчисленая моцию ся, она убо ест мати всех добрых речей и учитель всякому доброму умению».

«Біблія — слова,

узятае з грэцкай мовы,

і азначае,

калі яго перакласці: кніга.

Напрыклад, святы Мацвей

кнігаю радаводу

Ісуса Хрыста

пачынае Хрыстова Евангелле:

у ім першы радок па грэцку

так и чытаецца:

«Біблос генесеос Ісу Хрысту».

Гэтая назва таксама

стасуецца да ўсяго

Святога Пісьма — да кніг,

якія змяшчае

у зборы сваім Стары

і Новы Закон:

праз вартасць,

ім уласцівую, і яна

сама набывае адметную вартасць

і адмысловы сэнс...»

З паэтычнага і філасофскага ўзкаўлення тэкстаў прадмоў, пасляслоўяў, казанняў Ф. Скарыны, зробленага Алесем Разанавым.

 

 

 

Кароткі змест Предъсловие доктора Франьциска Скорины с Полоцька в книги Иудиф-вдовици

Ф. Скарына згадвае гісторыю царства Асірскага, старажытнай дзяржавы Блізкага Усходу. Цар Навухаданосар паслаў войска на чале з Алафернам у Палесціну. Юдзіф выратавала родны горад, забіўшы военачальніка Алаферна,

Патрыятызм гэтай жанчыны, гаворыць Скарына, павінны ўсе наследаваць, не шкадуючы для людзей і бацькаўшчыны ні працы, ні багаццяў.

«Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако же и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».