Игра 3 24.05.2013 Команда Дмитрия Шпака

Опубликовал admin | месяц Июнь 20, 2013 | Просмотров: 6425
Летняя серия РБ

Летняя серия игр «Что? Где? Когда?»  2013 Беларусь

Игра 3  24.05.2013 Команда Дмитрия Шпака

Сидя у телевизора, попробую поделиться своими впечатлениями о третьей игре летней серии. Заранее приношу свои извинения за возможные неточности в фамилиях и т.д. Вопросы и ответы не записаны дословно, однако это не меняет суть.  

Вопрос 1. Татьяна Лещенко (Харьков). В начале XVII века на крупных ярмарках можно было видеть мужичка в женской юбке, закреплённой наподобие обруча. Самое интересное начиналось, когда он поднимал юбку кверху. Внимание, вопрос! Что же за представление этот мужик устраивал?

Ответ команды: Алексей Голубов. Таким образом он организовывал импровизированный занавес и показывал кукольное представление.  Счёт: 1:0.

Работа команды: 8 баллов.

Оценка вопроса: 7 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 7 из 10.

Комментарий: Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз: в 1633 — 1634 гг. в составе Гольштейнского посольства и в 1635 — 1639 гг. – по дороге в Персию. Его впечатления легли в основу книги «Подробное описание путешествия Гольштейнского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием». Судя по тому, что этот труд был четырежды переиздан только в XVII веке (в 1647, 1656, 1663 и 1696 гг.), он вызвала немалый интерес. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVII века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении, снабженное иллюстрацией, сделанной гравером по рисунку автора. Олеарий обратил внимание на это кукольное представление в связи с непристойностью его содержания. Возмущаясь безнравственностью представления, он писал: «Подобныя срамныя дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Kl?cht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ея сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разныя представления».

 Русский ученый XIX века Д.А. Ровинский впервые прокомментировал этот рисунок: «Впереди кукольная комедия: мужик, подвязав к поясу женскую юбку с обручем в подоле, поднял ее кверху – юбка эта закрывает его выше головы, он может в ней свободно двигать руками, выставлять кукол наверх и представлять целые комедии». Ровинскому же принадлежит и мысль о том, что Олеарий встретился с ранней разновидностью комедии о Петрушке, а на гравюре изображена сцена покупки у цыгана лошади: «…справа высунулся цыган – он, очевидно хвалит лошадь», – пишет Д.А. Ровинский, – «в середине длинноносый Петрушка в огромном колпаке поднял лошадке хвост, чтобы убедиться, сколько ей лет; слева, должно быть, Петрушкина невеста, Варюшка». Комментарий Д. Ровинского о том, что Олеарий описал именно комедию о Петрушке в настоящее время оспаривается, однако для нас свидетельство немецкого путешественника ценно прежде всего тем, что оно является первым и, фактически, единственным прямым подтверждением самого существования народного кукольного театра в России того времени.

История драматургии театра кукол.  do.gendocs.ru/docs/index-43268.html?page=5

Народный кукольный театр и его виды. folk-lore.ru/folklornyj-balagan-narodnaya-drama/narodnyj-kukolnyj-teatr-ego-vidy/index.php

В начале XVII века ширмой служила остроумная конструкция, которая выглядела так: «… впереди мужик в женской юбке с обручем на подоле, он поднял ее кверху и, закрывшись таким образом, может спокойно двигать руками, поднимать кукол наверх и представлять целые комедии…». Эта чрезвычайно подвижная ширма позволяла кукольнику мгновенно начинать спектакль и также быстро исчезнуть в рыночной толпе при появлении стражей порядка.

Русский народный кукольный театр: генезис, функции, образы

Борис Голдовский. Статья передана автором для публикации на сайте BOOTH.RU

В старину кукольник был своеобразным ходячим кукольным театром. Что служило кукольнику «сценой»?

Кукольник одевал юбку с обручем на подоле, поднимал ее так, что она закрывала ему голову, а потом из-за этой «занавески» показывал кукольное представление, в котором главный персонаж Петрушка мог потешаться не только над пороками простого люда, но и над глупостью бояр и жадностью попов. Викторина от Петра Грамотеева.

Проще всего, по-видимому, был устроен переносный кукольный театр странствующих жонглеров и их собратьев и продолжателей — русских скоморохов допетровской эпохи. Олеарий описывает юбку скомороха, в нижний край которой вдет твердый, негнущийся обруч; когда скоморох поднимал этот обруч кверху, то образовывался вокруг его головы как бы конус; высовывая кукол из-за него, скоморох вел свое незатейливое представление. Реже М. показывались на освещенном экране, причем была видна только их тень.

Марионетки. Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Гран-при МГУ — 2008. 2 тур. 2008-04-12

По традиции, на русских ярмарках был такой вид увеселения: человек прикреплял к поясу кусок холста, чтобы он образовывал что-то вроде юбки, а затем поднимал его у себя над головой так, чтобы быть целиком скрытым под этой «юбкой»». Что представлял при помощи рук этот человек?

Ответ: Кукольный театр.

Зачёт: По смыслу.

Источник(и): Анна Некрылова. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. – СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 73.

Автор: Команда «От двух до пяти»

 

Вопрос 2. Анатолий Кузьмин (Одесса). Внимание, чёрный ящик! В чёрном ящике находится та, чьим главным достоинством, по словам писателя Билла Ньюмена, является способность прочно держаться за вещь, пока она не достигнет цели. Внимание, вопрос! Что в чёрном ящике?

Ответ команды: Алексей Голубов. Почтовая марка. Счёт: 2:0.

Работа команды: 8 баллов из 10. Ответ уже был на первой секунде.

Оценка вопроса: 7 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 7 из 10.

Комментарий:  Успех состоит в том, чтобы подняться на ноги на один раз больше, чем вам доведется упасть. Полезность почтовой марки заключается еще и в способности прочно держаться за одну вещь (конверт), пока не доберется до пункта назначения.

Билл Ньюмен «Парите вместе с орлами».

Процитирую любопытные мысли из той же книги.

ВОТ ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ:

 Жизнь это вызов – так принимайте его.

Жизнь это дар – так пользуйтесь им.

Жизнь это приключение – так отважьтесь.

 Жизнь это печаль – так преодолейте ее.

 Жизнь это трагедия – так умейте противостоять ей.

 Жизнь это долг – так исполните его.

 Жизнь это игра – так сыграйте в нее.

 Жизнь это тайна – так раскройте ее.

 Жизнь это песня – так пропойте ее.

 Жизнь это случай – так воспользуйтесь им.

 Жизнь это путешествие – так проделайте его.

 Жизнь это обещание – так сдержите его.

 Жизнь это красота – так восславьте ее.

 Жизнь это борьба – так погрузитесь в нее.

 Жизнь это цель – так достигните ее.

 Жизнь это головоломка – так сложите ее.

 Жизнь – что-то вроде такси: счетчик продолжает щелкать и щелкать, невзирая на то, движетесь вы куда-либо или стоите на месте. Большинство людей позволяют жизни протекать мимо них, поскольку слишком боятся широко расправить крылья. Я обожаю наблюдать за младенцем, как он борется и с усилием пытается сперва сесть, затем встать на ножки, а потом ходить или говорить. Жалко смотреть, как по мере созревания и взросления этот же человек начинает проигрывать один бой за другим. Нужны немалые усилия, чтобы стать властелином своей жизни и делать больше, чем от нас ждут.

ДЕЛАЙТЕ БОЛЬШЕ:

 Делайте больше – не просто существуйте, а живите.

 Делайте больше – не просто прикасайтесь, а чувствуйте.

 Делайте больше – не просто смотрите, а наблюдайте.

 Делайте больше – не просто читайте, а поглощайте.

 Делайте больше – не просто слушайте, а вслушивайтесь.

 Делайте больше – не просто вслушивайтесь, а поймите.

 Делайте больше – не просто думайте, а размышляйте.

 Делайте больше – не просто планируйте, а действуйте.

 Делайте больше – не просто болтайте, а скажите нечто существенное.

 Вам никогда не раскрыть всех своих способностей, если вы будете все время оставаться в зоне безопасности. Вырвитесь оттуда – мир ждет вас.

 Научитесь летать!

Вопрос 3. Валентин Бойко (Мозырь). Что, как говорят французы, начинается в перчатках, а заканчивается в рукавицах?

Ответ: Преступление.

Ответ команды: Алексей Шпикат. Осень. Счёт: 2:1.

Работа команды: 6  баллов из 10. Её практически и не было. Почти не отошли от времени года.

Оценка вопроса: 7 баллов из 10.

Оценка редакторской группы: 7 из 10.

Комментарий: Во всех странах созданы картотеки отпечатков, где содержатся «фотографии пальцев» людей, которые попадали в поле зрения правоохранительных органов. Несмотря на то, что преступники уже давно делают все, чтобы не оставлять следов, перчатки на руках в момент совершения преступления помогают не всегда. Так, во Франции, грабитель в перчатках порезался о стекло. Преступник выбросил перчатки, и они-то и стали основной уликой. Когда подозреваемому вновь надели перчатки, то порез на них, точно совпадал с порезом на руке. Все просто, быстро и точно. Кстати, во Франции говорят, что любое преступление начинается в перчатках, а заканчивается в рукавицах. Имеются ввиду строительные рукавицы, которые выдают заключенным для работы.

pravda.ru/accidents/factor/crime/13-09-2012/1127963-fingerprints-0/

– А вы знаете, что по поводу таких осторожных бандитов сказал один французский юрист?– хитро прищуриваясь, спрашивает Черкесов. – Он сказал, что преступление только начинается в перчатках, а кончается в рукавицах. Рукавицы каторжника, конечно, имеются в виду.

– Ничего не скажешь, – хмуро усмехается Глебов, – остроумно. Ну, а этого Джеймса, если только мы его поймаем, ждет расплата посерьезнее…

Альманах «Мир приключений» litmir.net/br/?b=164744&p=96

А уж о перчатках и говорить не приходится!.. Любой «новичок» толково разъяснит, вам, что подлое дело лучше творить в перчатках. Эти «полезные» сведения давно уже можно почерпнуть в детективных романах и кинофильмах. Но не все знают, что и перчатки служат борьбе за истину – криминалисты разных стран, особенно шведы А. Свенсон и О. Вендель, немало потрудились, чтобы «переманить» их на свою сторону. Они доказали, что в мире нет и двух абсолютно одинаковых перчаток! Взаиморасположение, форма, размер швов, морщин, повреждений, бороздок и других деталей каждой перчатки строго индивидуальны. Немало краж, грабежей, убийств было раскрыто по следам, оставленным перчатками, что дало полное право одному французскому юристу сочинить мрачноватый каламбур: «Кража только начинается в перчатках, а кончается в рукавицах». Нетрудно понять, на что намекал наш остроумный коллега: он имел в виду работы в местах заключения.

Аркадий Ваксберг

ПРЕСТУПНИК БУДЕТ НАЙДЕН

РАССКАЗЫ О КРИМИНАЛИСТИКЕ

Приведу один свой любопытный вопрос:

Журнал «Пшекруй» как-то заметил, что под влиянием детективных романов «они» работают в перчатках, чтобы не оставлять отпечатков пальцев. А вот Джеймсу Борену, получившему от одного из них счёт, стало ясно, почему эти парни работают в масках. Назовите их.

Ответ: Хирурги. Открытый чемпионат Кобринского района по игре «Что? Где? Когда?

среди учащихся 6-8 классов, 27 марта 2010 года

Вопрос 4. Кирилл Шаховец (Бульбаш). Согласно уйгурской пословице нельзя заставлять замёрзшего разводить костёр. Внимание, вопрос! А кого, согласно этой же пословице, нельзя заставлять варить обед?

Ответ команды: Дмитрий Карасёв. Голодного. Счёт 3:1.

Работа команды: 7 баллов из 10. Должен был быть досрочный ответ.

Оценка вопроса: 1 балл из 10 возможных. Слишком лёгкий вопрос даже для брэйна или турнира ювеналов.

Оценка редакторской группы: 0 из 10.

Комментарий: Комментарии излишни, и так всё ясно. Вопрос просто подарен команде: грех таким подарком не воспользоваться.

Вопрос 5. Галина Кулакова (Тулово). Еврейская пословица советует: «Остерегайтесь тихой воды, тихой собаки и …». Внимание, вопрос! Кого ещё советует остерегаться эта пословица?

Ответ команды:  Татьяна Хоршунова. Тихой женщины. Счёт: 3:2.

Работа команды: 8 баллов из 10.

Оценка вопроса: 3 балла из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 3 из 10.

Комментарий: Правильный ответ во время обсуждения прозвучал за столом раза два. На него даже не обратили внимание. В нашем понимании враг есть враг! Мы не привыкли говорить о тихих врагах. Здесь уместно вспомнить замечательный афоризм многоголового Козьмы Пруткова: «Бди!».

«Бойся тихой воды, тихой собаки и тихого врага» – еврейская поговорка.

Взять вопрос, если не слышал эту пословицу, практически нереально.

Вопрос 6. Андрей Ефремов (Могилёв). Корней Иванович Чуковский рассказывал, что окна дома в Переделкино, где он жил выходили на железнодорожный переезд. Отдыхая на веранде, писатель любил считать количество вагонов в проходящих поездах. Для себя он придумал такую примету: если получалось четное число, значит, день будет удачный. Внимание, вопрос! А как поступал писатель, если у него получалось нечётное число?

Ответ команды: Юрий Ермаков. Если у него получалось нечётное число вагонов,  он приплюсовывал к этому нечётному числу вагонов локомотив, и понимал, что день у него будет удачный. Счёт: 4:2.

Работа команды: 7 баллов из 10 возможных. Надо было давать досрочный ответ.

Оценка вопроса: 1 балл из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 0 из 10.

Комментарий: Не годится даже для брэйна и со «скрипом» можно взять для турнира ювеналов. Второй вопрос, просто так подаренный команде. Всё очевидно: ведь по смыслу вопроса день должен быть удачный.

Позволю себе поместить замечательную историю, позаимствованную на указанном ниже сайте:

chukfamily.ru/Kornei/Memories/listov.htm

Нечет или чёт?

Чуковский предлагал дамам считать вагоны

Но странно: намеренье непостоянно,

 Сусанна, не Анна манит непрестанно!

Ростислав Юренев

 Переделкино…

 Подмосковный полустанок. Извилистая речка Сетунь. Пруд. Старинная усадьба бояр Колычевых с красивой церковью. Кладбище. Тут «в те еще годы» в старом сосновом бору были нарезаны большие участки и выстроены двухэтажные дачи в пожизненное пользование классикам советской литературы – Фадееву, Леонову, Катаеву, Погодину, Треневу. Вокруг этих солидных строений менее «великие» писатели понастроили себе дачки. А посредине Дом творчества – длинное здание с претензией на ампирные достоинства. В булгаковском романе «Мастер и Маргарита» поселок назван «Перелыгино» и ядовито осмеян.

 Бывал в доме творчества и я – искусствовед, кинокритик.

 К пяти часам в столовой подавали чай с булочкой. Как-то, спустившись к табльдоту, я увидел на своем месте Корнея Ивановича Чуковского.

 Его стихи я с младых ногтей знал наизусть, любил читать их своим и чужим детям. Я зачитывался его мемуарами, переводами из Уитмена, работами о Некрасове, Чехове, Репине. Критик Евгения Федоровна Книпович, моя соседка по столу, представила меня. Корней Иванович окинул нового знакомца веселым взглядом:

 – Значит, хозяин места и булочки, которую я уже съел?

 – Пожалуйста, на здоровье!

 – Юренев? Не родственник ли актрисе Вере Леонидовне Юреневой?

 – Двоюродная тетка. У нас в семье ее, надо признаться, не любили.

 – Ну и что? Актриса была великолепная! А уж женщина… Гм-гм!..

 Пауза была такая многозначительная, что я понял: с Корнеем Ивановичем мы даже немножко родственники.

 Оторвавшись от приятных, но не выраженных в слове воспоминаний, Корней Иванович продолжил прерванную беседу с Книпович. Меня запомнил. Встречая на прогулках, приветствовал взмахом длинной руки.

 Гулял он всегда в сопровождении слушателей, почитателей. Как-то раз он отделился от них, подошел ко мне и пригласил присоединиться. Я понял, что причина была в моей жене Тамаре, приехавшей меня навестить. Ее Корней Иванович окинул продолжительным и одобрительным взглядом. Мельком подумав, не хочет ли он повторить роман с новой Юреневой, я представил его жене. И мы присоединились к компании.

 Маршрут прогулок Чуковского чаще всего пролегал по улице Серафимовича, далее по окраине поселка Мичуринец – до холма, с дефиле которого проходила железная дорога. Взойдя на холм, Чуковский возгласил, обращаясь к Тамаре: – Отгадывайте! Чет или нечет? Растерявшись, она пробормотала:

 – Нечет!

 – Учтите, что электрички не считаются!

 Пока мимо нас проскальзывали дискриминированные электрички. Нам объяснили, что игра заключается в подсчете вагонов пробегавших длинных товарных или дальних поездов. Чет или нечет? Угадавшего ожидает удача. Какая именно – не говорилось.

 – Внимание, идет! – скомандовал Чуковский.

 Тамара принялась лихорадочно считать. Оказалось, тридцать три вагона. Нечет.

 – Вам везет! – одобрил Чуковский и, конфиденциально нагнувшись к Тамаре, проворковал: – Открою вам секрет. Если не угадаете, скажем, получится чет, приплюсуйте паровоз – и будет по-вашему.

 – У товарных бывают и два паровоза! – сказал я.

 – Это случается только тогда, когда гадают мужчины! – отрезал Чуковский.

 Другой раз, так же галантно наклонившись к Тамаре, Корней Иванович промолвил:

 – Вы прекрасно умеете считать. Хотите теперь посчитать буквы?

 – Где?

 – В моем двустишии, которым я горжусь. Слушайте:

Как сердцу желанна нарзанная ванна,

Так мне, окаянному, Анна желанна!

 – Четырнадцать «н»! Будем считать, я медленно повторяю…

 Они сняли варежки и, загибая пальцы, насчитали четырнадцать «н». Сознаюсь, я взревновал. Всю ночь я сочинял свое двустишие. И на следующий вечер дерзко напал на Корнея Ивановича:

 – Я сочинил с восемнадцатью «н»!

 – Что, что? – сказал он сердито, переходя почему-то на «ты». – И тебе удалось!

 – Считайте:

Но странно: намеренье непостоянно,

Сусанна, не Анна манит непрестанно!

 – Не может быть! Держи! – Он снял свои огромные рукавицы и сунул мне в руки. – Читай!

 И стал загибать длинные узловатые пальцы. Получилось восемнадцать. Он явно огорчился. Но быстро повеселел.

 – Да, восемнадцать! Но зато у меня хорошие стихи, а у тебя плохие!

 И, лихо повернувшись на каблуках, победно зашагал к своей даче.

 Что ж, пожалуй, он был прав. Но все-таки…

 Историю о том, как Корней Иванович Чуковский ухаживал за дамами, я знаю давно: как-то Ростислав Николаевич Юренев рассказал ее нам, сотрудникам НИИ теории и истории кино. Для неосведомленной молодежи он еще добавил, что актриса Юренева играла в знаменитом спектакле К. Марджанова «Овечий источник», поставленном в Киеве в 1919 году, в разгар Гражданской войны.

 Помню, меня юреневская байка задела за живое, – тем более что среди слушателей была одна дама, к которой я относился примерно так, как Чуковский к Юреневой.

 На следующий день я подкараулил момент, когда дама в коридоре института разговаривала с Юреневым, и нагло вторгся в их беседу:

 – Ростислав Николаевич! Вы ведь считать умеете. Считайте:

Донна Нонна ныне с панной

        Анной

Монотонно, но невинно

        ныли в ванной.

 – Ну и сколько «н»? – тревожно спросил Юренев.

 – Двадцать одно. Очко, с вашего позволения.

 Мэтр поморщился, но быстро нашелся:

 – Ладно. Зато у нас с Чуковским стихи хорошие, а у вас плохие…

Виктор Листов

Следующий материал находится по адресу:

jewish-books.ru/chukovskiy/vospominaniya_o_kornee_chukovskom/-35.htm

А. Раскин Гаданье на поездах

Стук в мою дверь и голос:

– Корней Иванович зовет вас гулять. Он ждет внизу.

Поспешно одеваюсь и бегу вниз со второго этажа писательского Дома творчества «Переделкино». Вокруг Корнея Ивановича, как всегда, толпятся люди, каждый его приход в Дом творчества – событие, хотя приходит он сюда почти ежедневно. Знакомые подходят к нему, здороваются. Незнакомые стоят в отдалении и жадно смотрят на «живого Чуковского». Влюбленными глазами смотрит на него и весь персонал — гардеробщицы, уборщицы, девушки из столовой. Чуковского знают и любят здесь все. Корней Иванович в валенках. На нем теплое пальто (далеко уже не новое), такая же «пожилая» шапка. А вот шарф у него новый, очень красивый. И он немного по-детски показывает его всем и таинственно говорит: «Это подарок…» Он уже давно разменял восьмой десяток, но глаза его молоды, память феноменальна, движения уверенны. Массивная черная палка, преподнесенная ему одним из почитателей, кажется в его руках скорее игрушкой, чем опорой. Да он и играет ею, как тросточкой, и салютует мне этой палкой с подчеркнутой торжественностью. Тут же следует поясной поклон и полный любезного ехидства вопрос:

– Как изволили почивать?

– Да я работал, Корней Иванович.

– Не верьте ему! – своим высоким тенором восклицает Чуковский. – Он ничего не делает! Это мне достоверно известно. Все сочиняет его дочь Саша, талантливый ребенок. Он даже не переписывает, а так прямо и посылает в редакции. И все ему говорят: «У вас такой детский почерк». И он сам вздыхает: «Да, у меня такой детский почерк…» Недурно устроился, а?..

Смех стоит вокруг нас, смеюсь и я: разве можно обижаться на Корнея Ивановича?

Мы идем по зимнему, заснеженному Переделкину, по так называемой «Аллее классиков» (она же улица Серафимовича). Как всегда, Корней Иванович рассказывает что-то необыкновенно интересное. Я слушаю затаив дыхание. Вдруг он прерывает свой рассказ и внимательно смотрит на меня.

– Вы невеселы нынче. У вас какие-то неприятности?

– Да нет, Корней Иванович, ничего особенного.

– Ну-ну… Впрочем, все юмористы обычно грустные люди. Возьмем тех, кого я знал: Саша Черный, Аверченко, Зощенко, ваш коллега Эмиль Кроткий… А что вы сейчас читаете?

– Только что закончил чудесную книгу о Диккенсе. Она вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Вы ее знаете?

Корней Иванович улыбается.

– А кто, по-вашему, рекомендовал ее издательству? Действительно отличная книга. Этот Пирсон написал так же хорошо о Киплинге, Уайльде, Конан Дойле. Всего около двадцати книг… Нет, вы сегодня чем-то огорчены. Знаете что? Пойдемте погадаем на поездах. Хотите?

– Как это – на поездах?

– Очень просто. Свернем в этот переулок, выйдем к железной дороге и будем считать вагоны. Если в поезде четное число вагонов, то ваше желание сбудется.

– Кажется, это было любимое занятие Анны Карениной, — пытаюсь я пошутить.

Но Чуковский не принимает шутки.

– Оставьте, – говорит он, – я с вами серьезно разговариваю.

Он сворачивает в переулок, ловко пробирается по каким-то немыслимым сугробам, великолепно жонглирует палкой. Высокая его фигура врезается в снег, как ледокол. Я сразу отстаю. Он оглядывается:

– Ну, чего вы плететесь? Живее!

– Понимаете, Корней Иванович, у меня привычный вывих ноги. Последствия волейбола…

Чуковский иронически смотрит на меня.

– Волейбол? А я, как говорят в Одессе, держал вас за футболиста. – Он спускается ко мне. – Возьмите палку!

Я пугаюсь:

– Что вы, Корней Иванович!

– Без разговору! Берите, говорю вам!

– Я не возьму. Вдруг вы упадете…

– У меня нет привычных вывихов, – с великолепным презрением говорит Чуковский. И, насильно сунув мне палку, так же свободно шествует по сугробам.

Я тащусь за ним, умоляя:

– Возьмите палку, возьмите…

– Догоните – возьму, – не оборачиваясь бросает Корней Иванович.

Но где там! Видно, что этот путь он знает наизусть. И первым выходит к насыпи.

– Скорее, – кричит он мне, – поезд идет!

Я скатываюсь к нему, но он разочарованно машет рукой.

– Электричка. Не годится.

– Почему?

– Такой порядок.

Я ничего не понимаю, но молчу. Вдали показывается дымок. Чуковский оживляется.

– Задумайте желание! – командует он. – Задумали?

– Задумал.

– Считайте! – азартно кричит он.

Невольно увлеченный этой игрой, я считаю вагоны и радостно кричу:

– Четырнадцать!

– Ну вот и хорошо! – спокойно говорит Корней Иванович. – Это гаданье верное.

Как ни странно, от этой маленькой удачи настроение у меня поднимается. Я отдаю Корнею Ивановичу палку, и мы «на равных» шагаем обратно. При каждом моем удачном прыжке Корней Иванович с преувеличенным ужасом восклицает:

– Осторожно! У вас же вывих!

Потом он замолкает. Поглядывает на меня искоса. И наконец говорит:

– Я понимаю, что это неприлично, но мне ужасно хочется знать: что вы загадали? Можете не отвечать, я не обижусь.

– Я жду письма… – говорю я после паузы.

– Ручаюсь, что вы получите это письмо! Почта уже была. Можно я пойду с вами?

– Конечно, Корней Иванович. Только вы мне скажите: почему электричка не годится?

– Потому, что у нее нет паровоза.

– Ничего не понимаю.

– Получите письмо – объясню.

Мы доходим до Дома творчества. Письма мне нет.

– Ничего, – утешает меня Чуковский, – завтра придет.

На другой день я действительно получаю письмо.

– Вот видите! – торжествующе заявляет Корней Иванович. – Дело верное!

– Вижу. Но при чем тут паровоз?

– Паровоз очень важен. Если число вагонов нечетное, то я прибавляю к ним паровоз. Я же вам говорил, что такое гаданье верное дело! В моем возрасте, знаете ли, рисковать не хочется… Уж гадать, так наверняка.

Больше не буду утомлять Ваше внимание, ибо как говорил Козьма Прутков: «Никто не обнимет необъятного» и «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».

Вопрос 7. Блиц. Дмитрий Криничанский (Старый Оскол).

Вопрос первый. Что оставляет в залог индеец племени квакиутл, когда берёт деньги в долг у своих соплеменников?

Ответ команды: Юрий Ермаков. Своё имя.

Вопрос второй. Недавно в США полиция обвинила одного мужчину в краже монет из машин-автоматов. Однако необходимого числа доказательств у неё не было, и преступника пришлось выпустить под залог. А как у полиции вскоре появились необходимые доказательства?

Ответ команды: Алексей Голубов. Он заплатил залог этими самыми (похищенными) монетами.

Вопрос третий. Что, по словам Альберта Эйнштейна (Альбе?рт Эйнште?йн – специально для ведущего, сделавшего неправильное ударение в имени знаменитого физика) было самой трудной для понимания вещью на свете, а Бенджамин Франклин говорил, что это самое неизбежное в этом мире, кроме смерти, конечно.

Ответ команды: Алексей Голубов. Налоги. Счёт 5:2.

Работа команды: 7 баллов из 10. Ответы на все вопросы очевидны. Их команда способна была дать и досрочно.

Оценка вопросов: 2 балла из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 1 из 10.

Комментарий: Высшая лига КИТ г. Саранска. Команда «РЕГИОН 13» 1998-10-07

У индейцев племени квакутл существует такой обычай. Если кто-нибудь берет в долг деньги, то должен оставить в залог нечто. До тех пор пока этот человек не возвратит долг, к нему будут обращаться только нечленораздельными звуками и подзывать жестами. Так что же он оставляет в залог?

Ответ: свое имя

Источник(и): Настольная книга для мальчиков. – Минск, 1998. С.42

Автор: Александр Петрусевич

Факт настолько известный, что он действительно общеизвестный. Свечка.

Второй вопрос тоже слишком прост.

На третий вопрос приведу соответствующие цитаты. К тому же общеизвестно отношение американцев к налогам. Высказывание Франклина часто без авторства приписывают просто американцам.

А. Эйнштейн: «Cамая трудная для понимания вещь на свете – это подоходный налог».

Б. Франклин: «Неизбежны только смерть и налоги».

По мнению ведущего, блиц был не простой. Не соглашусь с этим: блиц был слишком прост. Впрочем, не буду спорить! Лучше попробую чай Кёртис (Curtis).

Вопрос 8. Наталья Грузневич (Вязынка). В начале 90-х прошлого века жители небольших  швейцарских городков вывешивали на стенах своих домов вот такие изображения ушей и носов. Внимание, вопрос!  А против чего они протестовали?

Ответ: Против постоянно увеличивавшегося автомобильного движения на улицах (уши – шум, носы – загазованность).

Ответ команды: Алексей Шпикат. Против установки камер наблюдения в местах общественного сбора людей. Счёт: 5:3.

Работа команды: 7 баллов из 10.

Оценка вопроса: 8 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 7 из 10.

Комментарий: Тренировки команды «Мозговорот». В одном из небольших швейцарских городов есть улица, стены домов которой увешаны фанерными носами и ушами. Что хотят этим выразить их жители?

Ответ: Протест против слишком интенсивного уличного движения, от которого страдают слух и обоняние.

Источник(и): Эхо планеты, 11/92, с.40

Автор: Дмитрий Жарков

Ещё один пример свечки, которая не является свечкой для команды.

Конечно, Швейцария это хорошо. Но картинки-то явно «спионерены» из газеты «Кронштадский вестник» и никакого отношения к Швейцарии не имеют. Достаточно сличить картинки с экрана на игре и приведённые ниже. Достаточно поглядеть на доски на втором снимке, чтобы убедиться, что это совсем не Швейцария.

Вот эта статья. Убедитесь сами: kronvestnik.ru/culture/creation/4080

У стен есть уши, а у столбов носы. О современном искусстве в городской среде

 igra3

 Десяток новых скульптур появилось этим летом в Кронштадте. Отлитые из цемента изображения человеческих носов и ушей выросли на стенах, столбах и заборах нашего города благодаря американскому художнику Майклу Битцу, который с 10 по 22 июля жил и работал в кронштадтской арт-резиденции Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), что на Якорной, 2-Б. Чтобы поговорить об этих и других объектах современного искусства, культурный обозреватель «КВ» Серафима БЕЛЕВИЧ встретилась с сотрудником арт-резиденции, художником Михаилом А. Крестом.

Чем пахнет улица Комсомола

 igra4

 – Это малобюджетные формы искусства, доступные для молодых художников-экспериментаторов, – рассказывает Михаил. – Они не портят внешний облик зданий, чем кардинально отличаются от граффити, паразитирующих на фасадах домов. К тому же появление их в Кронштадте заранее было согласовано с районными властями и Музеем истории Кронштадта.

 Мы идем по улице Комсомола. И считаем,… нет, не слонов, а носы. Неделю назад было больше, сетует Михаил. Наверное, сбежали. В эту абсурдную игру нас втянул Майкл Битц, американский художник, преподающий в одной из художественных школ Бруклина. Он доказал, – а точнее, показал, – что у стен есть не только уши, но и носы. Знал ли Майкл о том, что у петербуржцев свои отношения с разгуливающими по городу носами, или нет; прочел ли, собираясь в Россию, повесть Николая Гоголя «Нос» – история современного искусства об этом умалчивает. Зато известно, почему с его легкой штатовской руки носы в Кронштадте массово принялись бродить именно по улице Комсомола.

– Там всегда вкусно пахнет, – передал Михаил слова Майкла.

 Теперь догадайтесь, что за часть тела американец прилепил на фасад дома, в котором жил изобретатель радио (здание на углу улиц Лебедева и Аммермана)…

Возвращение в дупло

С улицы Комсомола сворачиваем в Советский парк. Не доходя до Якорной площади, Михаил обращает мое внимание на крепкий зеленый дуб – там еще один новенький арт-объект. Смотрю: кусочек меха выглядывает из дупла, другой – свисает с ветки. Экспонат «Белочка» появился в начале лета. При его создании художница Дарья Правда использовала степлер и старую лисью шубу.

 Носы и уши, кусочки меха и прочие малые формы – все эти незаметные вкрапления современного искусства в незаметных местах есть ничто иное как яркий пример стрит-арта, искусства, находящегося в тесном взаимодействии с городской средой. У них нет ни табличек, ни подписей. Как называются такие объекты, и кто их автор, при желании можно прочесть в интернете. Но это не суть важно. Основным элементом этих произведений является отклик людей, их внутренняя работа с объектом. Обнаружение такого арт-объекта вызывает у случайно ставшего зрителем человека легкий шок, удивление, побуждает его прочесть художественное послание, включить фантазию, задуматься и посмотреть на окружающую жизнь по-новому. Не случайно большинство помещенных в городскую среду объектов имеет ярко выраженный притчевый характер.

Реакция входит в концепцию

Посмотреть на работу художника приходит зритель спонтанный, им может быть случайный прохожий – не заранее собирающийся посетить вернисаж эстет, а не подготовленный к восприятию такого искусства среднестатистический житель города. Его никто не приглашает на встречу с искусством – искусство он находит сам, нецеленаправленно. И поэтому его реакция, если он все-таки случайно сталкивается с арт-объектом в городской среде, будет более непосредственной. Она также входит в концепцию многих произведений современного арта. То, как реагирует зритель, иногда даже важнее и интереснее того, на что он реагирует. Эмоции частенько документрируются. Но у кронштадтских носов и ушей камеру ставить не стали, а зря. Большинство творений Майкла Битца уже отколото на память… По нечетной стороне улицы Комсомола мы с Михаилом насчитали всего три уцелевших носа. А вы?

Якорная, 2-Б

Кто следующий приедет творить в Кронштадт из-за границы, станет известно после официального открытия сезона резидентских программ в сентябре. Пока в Государственный центр современного искусства уже поступило более 20 заявок от художников из разных уголков мира. Новое руководство петербургского филиала ГЦСИ обещает, что проживающие в арт-резиденции художники будут активнее работать с городской средой. Улицы и парки будут примерять роль галерейных площадок. Так объекты современного искусства, появляясь в среде, для выставок не предназначенных, расширяют не только наше сознание, но и варианты использования того или иного места в городе. Так что, если верить Михаилу, в скором времени у нас появится еще несколько объектов современного искусства, которые не будут бесполезно вытеснять воздух… Гуляйте внимательнее по улицам.

 Ну а мой спутник, автор нашумевшей в позапрошлую зиму четырехметровой сосульки, уже второй год мечтает возвести в Обводном канале наливной рукотворный айсберг. Поможет ли Михаилу погода, узнаем зимой. Если «да», то будет повод лишний раз пройтись мимо резиденции Центра современного искусства, которая расположена по адресу Якорная площадь, 2-Б.

Серафима БЕЛЕВИЧ

Фото автора и из архива ГЦСИ

Вопрос 9. Михаил Мазепа (Запесочье). В 19-м веке в швейцарском городе Цюрих были оборудованы специальные социальнее помещения, в которых был один стул, одна кровать, одна ложка, одна тарелка, одна чашка. Внимание, вопрос! А для кого были предназначены эти комнаты? Какую проблему, самое главное, так пытались решить?

Ответ команды: Алексей Голубов. Так пытались примирить людей, которые собирались развестись. Таким образом, решали проблему развода. Счёт: 6:3.

Работа команды: 8 баллов из 10. Всё было ясно на первых секундах. Отвечать можно было и досрочно.

Оценка вопроса: 1 балл из 10 возможных. Только для брэйна или ювеналов.

Оценка редакторской группы: 0 из 10.

Комментарий: Всё слишком очевидно.

Лучший игрок: Алексей Голубов (абсолютно согласен).

Лучший вопрос:  Валентин Бойко (Мозырь). Тоже можно согласиться, хотя ни один вопрос меня не впечатлил.

Выводы: Ведущий назвал игру одной из лучших в клубе за всю историю. Не соглашусь с этим. Команда не показала ничего сверхъестественного. Мне кажется, что на этих вопросах, к примеру, тот же Алексей Голубов смог бы выиграть и в одиночку. Вопросы 4, 6, 7 (все три),  9 берутся досрочно. Вопрос 5 просто тупой. Низкое качество вопросов опять  не дало возможности команде предстать перед телезрителями во всём блеске.  Я каждый раз жду и всё никак не дождусь красивой подборки вопросов (мало засвеченных и действительно игровых). Увы, пока не суждено!

Не хотел никого обидеть. Просто высказал своё мнение.

 С уважением Я.Я.Логвинович

 28 мая 2013, г.Кобрин, Беларусь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *