Игра №1 Команда Павла Малецкого

Опубликовал admin | месяц Декабрь 24, 2013 | Просмотров: 3031
Осенняя серия РБ

Осенняя серия игр «Что? Где? Когда?»  2013 Беларусь

Игра  04.10.2013 Команда Павла Малецкого

Сидя у телевизора, попробую поделиться своими впечатлениями о первой игре осенней серии, а также проанализировать вопросы и игру команды.

os11Вопрос 1. Нина Воложанина (Гродно). На Руси существовала традиция: во время роскошных пиров на царский стол ставилась особая многоуровневая жаровня. Посмотрите на экран. Внизу находятся своеобразные чаши для жира, середина была украшена коваными цветами и животными разнообразными. А вот вершину украшали изящные башенки и шпили. Внимание, вопрос! А как называли такие жаровни? Как назывались праздники, во время которых эти жаровни использовали?

Ответ команды: Владимир Михалченко. Масленица (внизу собирается жир или какое-то масло).

Ответ: Жаровня называлась гора, а праздники «пир с горой». Отсюда и пришло к нам выражение «пир горой». Счёт: 0:1.

Работа команды: 7-8 баллов.

Оценка вопроса: 5 баллов из 10 возможных. Трудно судить об абсолютной точности информации, приведённой в вопросе. Это всего лишь одна из версий происхождения выражения «пир горой».

Комментарий: Русское выражение «пир горой» можно увязать именно с большим празднеством на Великой горе по случаю спасения из вод потопа. И вообще, с горой у многих народов связано столько разных традиций, обычаев и поверий, которые не представляется возможным даже перечислить.

Андрей Леонов «Спасительная гора – цитадель послепотопного мира»

Значение – обильный или разгульный (Толковый словарь Д. Н. Ушакова). В старину, перед большим пиром чарки для питья ставили горой – то есть в центре стола, близко друг к другу (кучкой). Гости сами выбирали себе чарку из этой кучи и из нее пили. Так и появилось выражение пир горой.

Возникновение фразы: вероятно, из старорусского обычая во время застолий ставить в начале застолья чарки для питья в центре стола. Если застолье было задумано с размахом, то и чарок было много. Поэтому они загромождались на столе в виде кучи (горы), из которой каждый гость брал себе чарку и распивал из нее хмельные напитки в угоду зеленому змию.

В выражении «пир горой» имеется в виду не угощение, а высокое пламя ритуального костра. Выражение «пир на весь мир» превратилось в двусмысленность. Это и «угощение для всех» и «огонь на весь белый свет».

Когда произносили «Пирун», то всё было ясно: это от «пир» – огонь. Другими именами славянского бога-огневика были Огнич и Царь-Огонь. Но «пир» – огонь стало постепенно вытесняться словом «огонь». Дошло до того, что «пир на весь мир» мы перестали понимать как «огонь на весь белый свет», а «пир горой» уже не воспринимается как «огонь, подобный горе». «Пир» – огонь сделался чужим, иностранным словом, хотя и продолжает оставаться в таких словах, как «пиротехника». » Пирун» стал «Перуном», пернатым божеством, посылающим на землю перья – стрелы, перуны. Оболочка «пир» сохранилась, но её содержание изменилось на «богатое угощение». Как змея выползает из старой кожи, так и нынешнее, «гастрономическое» содержание слова «пир» выползло из древней оболочки-словоформы, вмешавшей в себя понятие «тризна». А в тризне центральное место занимал погребальный костёр. Еда была даже не на втором, а на третьем месте после состязаний. Но нравы изменились, и обильная праздничная пища заслонила собой всё былое содержание слова «пир».

В.Д.Осипов

 РУССКИЕ В ЗЕРКАЛЕ СВОЕГО ЯЗЫКА

 Очерки о происхождении русских слов

 Выпуск первый

 Издательство «АГАР» 1999

Праздник Родогощи, или, как его ещё иначе называют Таусень, или Руень – праздник осеннего равноденствия. Традиции празднования этого дня среди населения практически не сохранились, а вот у Родноверов, почитающих традиции наших предков, Руень, наравне с Комоедицей, Коледой и Купальем, является одним из четырёх важнейших праздников в году. От праздника Таусень пошло выражение «Пир горой». Угощения на стол складывали в большую гору, которая, постепенно уменьшалась с приходом конца празднества.

http://rodoverie.ru/tausen-ruen

«Пир горой» – так говорим мы о богатом столе с щедрым угощением. Историк Алексей Милемовский в книге «Обозрение Москвы» в главе об Оружейной палате пишет: «Три серебряные горни золоченные поставлялись также для украшения царских столов на значительнейшие пиршества, что означало «пир с горой». Речь идет о так называемой горе-курительнице. В экспозиции Оружейной палаты таких диковинных произведений три. Ими действительно могли украшать столы, хотя изначально в них был заложен именно духовный смысл, никак с материальным насыщением не связанный. Это идея восхождения через трудности, обрывы и отвесные скалы к цели – прекрасному городу-замку – символу высшей власти на вершине золотого холма. Эти произведения не только радовали глаз его осматривавшего – находиться рядом с горой-курительницей было приятно. Все дело в исходящих из нее душистых фимиамах: ароматные свечи, травы, еловые иголочки помещались в специальные ящички в горе-основании. Две такие одинаковые горы – произведения гамбургского мастера Дитриха тер Мойе были куплены 400 лет назад в Архангельске, куда прибывали нагруженные разнообразными товарами, в том числе для услаждения глаз, иностранные корабли. Третья гора размера меньшего появилась чуть позже как дипломатическое подношение шведского посла. Все заняли почетное место в царской казне. Дворец на вершине этой горы напоминает королевский датский замок Кронбург в Эльсиноре, что позволяет исследователям полагать – до появления в Москве это произведение могло находиться в сокровищнице короля Кристиана IV – любителя изящных искусств. Автор его, по видимому, немецкий мастер, работавший в Дании при дворе. Как отмечает исследователь Галина Маркова, образ аллегорического замка «бурга» весьма актуален в старом немецком искусстве. Средневековые цитадели неоднократно появляются в гравюрах Дюрера. Массивные курительницы возвышаются теперь в витринах Оружейной палаты. Тропинки по-прежнему ведут вверх по золотой горе к загадочному городу на вершине. Только вот ароматному дымку никогда больше не виться из расщелин в серебряных скалах. Все же музейный предмет.

Оценка редакторской группы: 2 из 10. Вопрос не совсем корректный. Лучше было бы спросить: «Какое выражение, по одной из версий, произошло от названия этой жаровни?». Ни в коем случае не умаляю заслуг автора вопроса.  Жительница Гродно  сумела найти интересную информацию. Очередная, на мой взгляд, недоработка редакторской группы, к тому же в эпоху информационных технологий.

Вопрос 2. Андрей Волнянко (Гомель). Во время второй мировой войны в Великобритании по всему Лондону возле фонарей были расставлены мешки с песком, предназначенные для тушения зажигательных бомб. Внимание, вопрос! Почему эти мешки часто рвались, когда ими приходилось пользоваться, и кто был тому причиной?

Ответ команды: Взята помощь клуба. Сергей Башлыкевич. Порча собаками (собаки справляли нужду).

Ответ: Собаки под этими фонарями метили мешки. Счёт: 1:1.

Работа команды: 6 баллов из 10 (брать помощь не стоило).

Оценка вопроса: 4 балла из 10 возможных. Шуточный, лёгкий вопрос. Однако, это вопрос не для ЧГК, а для брэйна (да и то кнопочный) или для блица (суперблица). Такие вопросы обычно кем-то из команды берутся ещё до команды «Время», т.е. досрочно.

Оценка редакторской группы: 4 из 10. Слишком очевидный ответ.

Комментарий: А что тут скажешь? Идею сказали в начале обсуждения и отбросили, как не особенно красивую. Ну как можно серьёзно обсуждать в прямом эфире, что собака делает на мешок с песком рядом с фонарём? Ну, ясно, что рядом со столбом, на котором фонарь, собака лапу поднимет. А что ещё? Команда явно не верила в стопроцентную правдивость версии – хорошо, что клуб её подтвердил.

Вопрос 3. Ксения Морозова (сектор «Бульбаш»). Согласно таджикской пословице, глупый жалуется, что его не знают люди. Внимание, вопрос! А на что жалуется умный?

Ответ команды: Кирилл Синкевич. Умный жалеет, что он мало знает людей. Счёт: 2:1.

Работа команды: 7-8 баллов из 10. Слишком простой, я бы даже сказал детский вопрос: слова ответа фактически содержатся в вопросе.

Оценка вопроса: 1-2 балла из 10 возможных. Кнопочный вопрос.

Оценка редакторской группы: 1 балл из 10.

Комментарий: Сказать, в принципе, и нечего. И так всё ясно. Слишком банально и просто. Для команды было важно не слишком мудрить, и она с этим успешно справилась. Честь ей за это и хвала! Трудно сказать, насколько это таджикская пословица. Наверно, не только они так говорят. Тем более, что так говорил, по крайней мере,  и один великий мудрец. Конфуций (Кун-цзы) говорил: «Безумец жалуется, что люди не знают его,  мудрец жалуется, что не знает людей». Таджикская поговорка гласит: «Глупый жалуется, что люди не знают его, умный – что он не знает людей».

14-й турнир в Германии по ЧГК и Брейн-Рингу. Кёльн. «Десятая жертва».

1 тур, 1997-10-28

По мнению Конфуция, дурак жалуется на то, что люди не знают его. А на что жалуется мудрец?

Ответ: На то, что он не знает людей

 

Вопрос 4. Марина Агаева (Мозырь). Вещество капсаицин получают из плодов красного перца. Внимание, вопрос! А для чего капсаицин часто добавляют в корабельную краску?

Ответ команды: Павел Малецкий. Корабельной краской красят, по всей вероятности, доски из которых изготовлено судно. Краску со жгучим вкусом отказываются грызть корабельные мыши, крысы. Они не грызут доски.

Ответ: Чтобы днище не обрастало моллюсками и другими организмами. Счёт: 2:2.

Работа команды: 6 баллов из 10.

Оценка вопроса: 6 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 5 из 10.

Комментарий: Капсаици?н (ванилиламид 8-метил-6-ноненовой кислоты) – алкалоид, содержащийся в различных видах стручкового перца Capsicum (например, в плодах перца овощного его содержится около 0,03 %). Чистый капсаицин представляет собой бесцветное кристаллическое вещество со жгучим вкусом. Ученые из Ноттингемского университета (Nottingham University) выяснили, что капсаицин, отвечающий за острый вкус и раздражающее действие жгучего перца, вызывает массовую гибель злокачественных клеток благодаря воздействию на митохондрии – органеллы, обеспечивающие клетки энергией.

Капсаицин и сумма его гомологов (капсаициноиды) используется как ирритант в газовом оружии самообороны (газовые пистолеты и револьверы) и аэрозольных устройствах (газовые баллончики, УДАР) и другие устройства под БАМ (баллончик аэрозольный малогабаритный).

Также есть практика применения капсаицина для борьбы с моллюсками на днищах плавсредств – для этого капсаицин добавляют в краску, которой покрывают подводную часть судна, – а также в средствах для отпугивания домашних животных от определенных мест в квартире (недопущение точения когтей о предметы мебели, недопущение поедания ядовитых растений и т. д.).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Капсаицин

В вопросе ничего не говорится о подводной части судна. Поэтому версия команды тоже имеет право на существование при условии, что они не упомянули бы борта корабля. Кстати, в ответе Павла Малецкого не упоминалось днище, о котором вдруг вспомнил ведущий. Речь в ответе шла о бортах, о палубе и перегородках.

Вопрос 5. Александра Баварова (Лида). Согласно древней японской легенде в мире существует всего три силы. Первая – сила меча (меч символизирует силу оружия), вторая – сила золота (золото символизирует силу денег), третья – сила знания о себе, и это знание даёт наибольшую власть. Внимание, вопрос! А что дало название этой третьей силе (какой предмет)?

Ответ: Кирилл Синкевич. Наиболее символизирует познание самого себя такой предмет как зеркало. Сила зеркала – это сила знания о себе. Счёт: 3:2.

Работа команды: 9 баллов из 10.

Оценка вопроса: 6 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 4 из 10.

Комментарий: Обычно в Интернете встречается следующее: «В детстве я часто слышал от отца, что для японцев существует три силы, дающие власть: сила меча, сила золота и сила зеркала. Меч символизирует силу оружия. Золото символизирует силу денег. Есть истина в пословице: «Помни золотое правило: правила создаются теми, у кого золото». Зеркало – это сила знания о себе. По японской легенде, эта сила дает наибольшую власть».

Ниже приводится полная выдержка из книги Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» – 3 глава. Урок 2. Зачем обучаться  финансовой грамотности?

«Один мой друг говорит всем, кто в долгах, одно и то же постоянно: «Если вы видите, что закопали себя в долгах – не копайте больше». Когда я был маленьким, мой отец часто рассказывал, что японцы верили в три силы: «Силу меча, богатства и зеркала». Меч символизирует силу оружия. Америка потратила триллионы долларов на вооружение и лидирует в плане своего военного присутствия во всем мире. Богатство символизирует сумму денег. Есть определенная правда в пословице: «Запомните золотое правило. Тот, кто имеет золото – устанавливает правила». Зеркало символизирует силу самопознания. Самопознание, по японской легенде, наиболее ценная сила из трех названых. Бедный и средний класс очень часто позволяют силе денег контролировать себя. Просто вставая, усердно трудясь, не удосужившись задать себе вопрос, есть ли смысл в том, что они делают, люди работают против себя. Не ясно представляя себе, что такое деньги, громадное большинство людей позволяет вызывающей трепет силе денег контролировать их жизни. Сила денег используется против людей.

 Если бы они воспользовались силой зеркала, они бы спросили себя: «Есть ли в этом смысл?» Но слишком часто, вместо того, чтобы довериться внутренней мудрости, этому гению внутри себя, большинство людей смешивается с толпой. Они делают что-то потому, что все делают это. Им проще подчиняться общим правилам, нежели ставить вопросы. Часто люди бездумно повторяют проделанное другими. Какую идею выберут такие люди: инвестировать деньги во что-то или «мой дом – мой актив»? Они выберут «мой дом – мой актив», «мой дом – самое мое крупное вложение». Они выберут незначительное облегчение налогового бремени, чтобы залезть глубже в долги. «Ищи безопасную работу». «Не допускай ошибок», «Не рискуй».

 Страх того «что люди скажут?», для многих ужаснее страха перед смертью. Психологи говорят, что этот страх вызывается боязнью остракизма, боязнью выделяться на общем фоне, боязнью критики, насмешек, боязнью стать изгнанником. Страх быть не таким, как все мешает многим искать новые пути решения своих проблем. Вот почему мой образованный отец говорил мне, что японцы больше всего ценили силу зеркала, т.к. лишь тогда, когда люди смотрят в зеркало (т.е. познают себя), они находят правду. Главная причина того, что большинство людей говорят: «Действуй наверняка» – страх. А страх ни к чему хорошему не приводит, будь то в спорте, взаимоотношениях, карьере, деньгах.»

Редакторская группа к сожалению не доработала и здесь. Посмотрим Википедию. Из приведённого ниже текста сразу всё и следует. Поэтому вопрос, как таковой, не состоялся.

Согласно легенде, императоры Японии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. Аматэрасу унаследовала Землю и через некоторое время послала своего внука Ниниги править Японскими островами, сотворёнными её родителями. Когда Ниниги готовился покинуть Небо, она дала ему три предмета, которые должны были облегчить ему путь: бронзовое зеркало, ожерелье из драгоценных камней и меч. Получив эти вещи, которым суждено было стать регалиями японских императоров, принц Ниниги спустился с Неба на вершину горы Такатико на Кюсю. Он женился и со временем передал регалии своему внуку Дзимму, первому земному императору Японии. Согласно легенде, император Дзимму правил ещё в 660 г. до н. э., но первое реальное документальное упоминание об императоре как главе государства приходится на начало V в. н. э.

Самые ранние сведения о трех Священных сокровищах содержатся в японских хрониках «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и «Нихон сёки» («Анналы Японии»), составленных в VII—VIII веках.

Посылая на землю внука, Аматэрасу вручила ему три Священных сокровища, которыми обладала: зеркало – символ мудрости, меч – символ силы и доблести, и яшмовое ожерелье, символизирующее милосердие. Эти сокровища должны были вечно храниться в императорском дворце – без них власть императора будет считаться незаконной.

Так что в источнике – книге Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» слишком вольная и не совсем точная трактовка японской легенды. Роберт Тору Кийосаки – американский предприниматель, инвестор, писатель и преподаватель. Кийосаки – представитель четвёртого поколения японцев, переселившихся в Америку. Так что он сделал трактовку с американской точки зрения.

В трактате Тикафуса  Китабатакэ (1293—1354) «Дзинно  сётоки» («Записи  о  законности  наследования божественных  монархов «три  божественные регалии» трактуются  как  воплощающие  добродетели  императора  и  членов  императорской  семьи:  зеркало – честность, меч – мудрость, яшмовые подвески – милосердие. Только император, по мысли Китабатакэ, мог  управлять  страной,  делая  эти  добродетели  главными  принципами  политики.  Отсюда  основу нравственности народа он видел в «соблюдении верности верховному правителю, даже если ради этого придется  пожертвовать  жизнью».

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Т.Г. Сила-Новицкая Культ императора в Японии

МИФЫ ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ПОЛИТИКА

Москва «Наука» Главная редакция восточной литературы 1990

Вопрос 6. Евгений Лешкович (Минск). Согласно законам древней Спарты, воину, который потерял шлем, сохраняли жизнь. Внимание, вопрос! А почему же воин, потерявший щит, карался смертной казнью?

Ответ команды: Павел Малецкий. На щите была нарисована какая-то эмблема (герб) Спарты и, бросая этот щит, он как бы предавал честь родного города. Это как знамя. Захват врагами щита – величайший позор.

Ответ: От потери шлема страдал только сам потерявший. Щит был необходим для построения, так называемого строя черепахи, когда из-за потери щита могло пострадать всё войско. Счёт: 3:3.

Работа команды: 7 баллов из 10.

Оценка вопроса: 0 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: -10 (минус 10) из 10.

Комментарий: Читаем в Википедии. Черепаха» (лат. testudo) – боевой порядок римской пехоты, предназначенный для защиты от метательных снарядов во время полевых сражений и осад. В армии Византийской империи аналогичное боевое построение именовалось «фулкон».

 os12

os13

По команде «Testudinem formate!» воины образовывали прямоугольник с минимальными интервалами между рядами. Первая шеренга смыкала щиты, держа их прямо перед собой, а последующие шеренги – над головой (балансируя на шлемах), причём края щитов находили друг на друга. При необходимости крайние воины в каждой шеренге обращали щиты наружу (для защиты с флангов), а в последней шеренге – пятились (для защиты с тыла). Таким образом, получалась сплошная стена щитов. Дион Кассий сообщает, что «черепаха» была настолько прочна, что по ней даже могли проехать лошади и повозки.

 В соответствии с реконструкцией П. Коннолли, «черепаха» из 27 воинов выглядела бы следующим образом: шесть человек, стоящие в переднем ряду, укрываются за щитами четверых, стоящих в середине, а двое крайних разворачивают щиты наружу. Во втором, третьем и четвёртом рядах, состоящих из семи человек каждый, крайние двое разворачивают щиты наружу, а пятеро, стоящие в середине, держат щиты над головой. По мнению Коннолли, «черепаха» могла состоять из любого числа воинов, лишь бы в первом ряду стояло на одного человека меньше, чем в остальных.

Читаем в другом источнике. В античном мире щит служил символом доблести, отваги и победы. Воин, который потерял его во время боя, считался обесчещенным. Утрата щита в некоторых античных армиях, к примеру, римской, каралась смертной казнью. С другой стороны, высшей наградой за особые боевые заслуги наряду с дарственным именным оружием служил особым образом отделанный щит. И вплоть до наших дней сохранилась пословица – «со щитом или на щите», которая означает, что настоящий воин возвращается из боя либо победителем, либо погибшим.

X Чемпионат России среди студенческих команд по ЧГК (Тольятти). 1 тур. 2010-04-17

Википедия утверждает, что поскольку сам он весил около восьми килограммов, убежать, не бросив его, было практически невозможно. Назовите его.

Ответ: Спартанский щит.

Зачёт: Щит; Гоплон.

Комментарий: Выражение «со щитом или на щите», означающее возвращение воина либо с победой, либо убитым, происходит от того, что отсутствие щита расценивалась как свидетельство того, что воин бежал с поля битвы.

Автор: Юрий Вашкулат (Киев)

Весна в Кармиэле — 2010. 1 тур. 2010-03-19

На щите государства изображена лямбда. На эмблеме футбольного клуба – латинская эс. Называются государство и клуб одинаково. Как?

Ответ: Спарта.

Комментарий: Иначе Спарту называют Лакедемон и Лаконика.

Автор: Борис Савельев (Челябинск)

Спартанский щит можно посмотреть в Интернете.  В другой статье Википедии читаем: «Самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина – необходимый элемент любой современной армии. Боевой строй спартанцев – предшественник фаланги армии Александра Македонского, а также дальний родственник современной развернутой цепи пехоты».

os14

Я, конечно не историк и не тонкий знаток античной истории и вполне допускаю, что спартанцы могли использовать (и использовали «черепаху»), но она, всё же, римская! Черепаха – это не основной строй Спарты. Вместо древней Спарты надо было использовать древний Рим. Поэтому вопрос, на мой взгляд, вообще стоило исключить. Он не достоин игры! Впрочем, не мне судить. Не знаю, на каком уровне произошла ошибка: неточный источник, ошибся автор, ошиблась редакторская группа, оговорился ведущий, …

Вопрос 7.Блиц. Илона Лисова подготовила три турецкие загадки.

Загадка первая. Расколешь лёд – возьмёшь серебро, разрежешь серебро – возьмёшь золото.

Ответ команды: Павел Малецкий. Яйцо. Ответ правильный.

Комментарий: Ответ просто очевиден. Есть такая и русская загадка.

Загадка вторая. В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, а за ночь вставлено.

Ответ команды: Кирилл Синкевич. Прорубь. Ответ правильный.

Комментарий: В.И. Даль. Пословицы русского народа.  

Загадка третья. Ходит без ног, рукава без рук, уста без речи.

Ответ команды: Павел Малецкий. Часы.

Ответ: Тень. Счёт: 3:4.

Комментарий: Слишком известна загадка (видимо команда её и впрямь не слышала). Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Русские народные загадки.

Ходит без ног, Рукава без рук, Уста без речи.

Работа команды: 6 баллов из 10.

Оценка вопросов: 0 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: -10 (минус 10) из 10. Жестоко, но справедливо! Хорошо, что принципиально стараюсь не матюкаться! Какая Турция? Чего мы что-то ищем? Загадки-то исконно русские (читай белорусские)! Вместо того чтобы вспомнить и прославить мудрость своего народа, мы почему-то прославляем мудрость турецкого народа (нисколько не умаляю  вклад этого народа в устное народное творчество).

Комментарий: В силу сказанного выше общий комментарий излишен.

Вопрос 8. Галина Гуркова (пос. Большевик). Квартал Типперэри Хилл в американском городке Сиракузы (Сиракьюз) населён преимущественно потомками ирландских иммигрантов. Внимание, вопрос! А какое всем нам хорошо знакомое устройство в этом квартале имеет необычный вид и как именно оно выглядит?

Ответ команды: Владимир Михалченко.  Светофор имеет вид трилистника, который является символом Ирландии.

Ответ: Когда в городке повесили первый светофор, дети ирландских иммигрантов  стали регулярно бить в нём стёкла, ведь зёлёный цвет ирландцев находился ниже красного цвета, традиционного символа англичан. Поэтому зелёный свет находится сверху, а красный – снизу.  Счёт: 3:5.

Работа команды: 8 баллов из 10.

Оценка вопроса: 7 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 7 из 10.

Комментарий: 13-й чемпионат Израиля по «Что? Где? Когда?». 3 тур. 2008-05-03

Фестиваль «Саратов-2008». 3 тур. 2008-05-02

В начале XX века в одном из американских городков это устройство, едва появившись, вызвало возмущение многочисленных иммигрантов из некой европейской страны. Выходило, что британская армия и ненавистные протестанты и здесь угнетают их родину. В результате в конструкцию для этого города были внесены изменения. Назовите устройство, о котором шла речь.

Ответ: Светофор.

Комментарий: Ирландцы возмутились, что красный цвет мундиров британской армии и оранжевый протестантов-оранжистов находятся выше, чем зеленый ирландский. В результате в Сиракузах, штат Нью-Йорк, верхний сигнал светофора зеленый, а нижний — красный.

Источник(и): «Власть», N 10, 17.03.2008 г. – с. 59.

Автор: Михаил Иванов

Почему в одном американском городе висит светофор, у которого зелёный сигнал вверху?

В американском городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк, расположен квартал Типперери Хилл, населённый преимущественно потомками ирландских иммигрантов. Здесь находится единственный в мире светофор, у которого зелёный сигнал вверху, а красный — внизу. Когда светофор был впервые установлен в 1925 году, дети стали выбивать в нём стёкла, потому что символизирующий Ирландию зелёный находился под британским красным. Через три года власти сдались и решили навсегда зафиксировать на этом светофоре обратное расположение сигналов.

os15

Светофор борьбы и протеста

Стоит отметить, однако, что в некоторых частях США светофор все-таки считался британским изобретением. Что нравилось далеко не всем. К примеру, в нью-йоркском городке Сиракузы, где компактно проживали иммигранты из Ирландии, светофор чуть было не стал причиной бунта. Красный цвет здесь прочно ассоциировался с англичанами. Во-первых, потому, что английские солдаты носили красные мундиры, во-вторых, потому, что на получивших широкое распространение цветных картах мира красным традиционно отмечалась Британия и все ее в то время многочисленные колонии. Желтый (или оранжевый) цвет ассоциировался у ирландцев с протестантами-оранжистами — сторонниками Вильгельма Оранского, разгромившего в XVII веке короля-католика Якова II. Таким образом, сразу два ненавистных символа британского владычества в Ирландии оказались установленными над исконно ирландским зеленым сигналом. Борьба за исправление несправедливости не была простой и короткой, однако в конце концов жители округа Типперери-Хилл в Сиракузах добились установки «правильного» светофора, в котором верхний сигнал был зеленым, а нижний — красным.

http://www.kommersant.ru/doc/866788

Вопрос 9. Максим Деркач (пос. Покровское). Однажды к Бернарду Шоу пришёл несостоявшийся спортсмен, который захотел стать писателем. Прочитав его рукопись, Шоу сказал, что писатель из него не получится по той же самой причине, по какой не получился и спортсмен. Внимание, вопрос! А что это за причина, по мнению Бернарда Шоу?

Ответ команды: Кирилл Синкевич. Он был баскетболистом и плохо попадал и здесь он в своём романе плохо попадал.

Ответ: Ни баскетболиста, ни писателя из вас не получится: вы ведь не умеете попадать нужным предметом в корзину.  Счёт: 3:6.

Работа команды: 6 баллов из 10. Команда, находясь в шаге от проигрыша, явно недоработала.

Оценка вопроса: 7 баллов из 10 возможных. Вопрос для брэйна (да и то, на реакцию). Слишком известная история, которая мне прекрасно знакома (кажется, читал в «Молодёжном календаре» ещё в 70-80-х годах прошлого века).

Оценка редакторской группы: 3 из 10. Свечка. Встречался во многих турнирах и тренировках.

Оценка ведущего: -10 (минус 10) из 10. Ну, нельзя же так помогать при ответе, меняя формулировку вопроса, явно намекая на баскетболиста! Впрочем, ведущему виднее. А если бы ответ был точный, что тогда делать!?

Комментарий: Тренировки Бориса Бурды. 1993. 20 тур. 1993-12-30

Некий бывший баскетболист стал драматургом, но и в этом не добился существенных успехов. Неудачи его на каждом из этих поприщ Бернард Шоу объяснил одной и той же причиной. Какой?

Ответ: Он не умел вовремя бросать в корзину.

Источник(и): Исторические анекдоты, были и небылицы из жизни корифеев. Одесса, «Теаком», 1991, с.24.

Автор: Борис Бурда

Первая лига Москвы сезона 2002-2003 гг. 9.1. Команда Вьюницкого. 2002-01-01

Один человек принес Б. Шоу свои литературные пробы пера. Шоу прочитал их, и сказал, что он не сможет достичь успеха в литературе по той же причине, что и до этого не смог достичь его в одном из видов спорта. Что же именно не умел этот человек, по словам Шоу?

Ответ: Он не умеет бросать в корзину.

Комментарий: Тот дядька был типа баскетболист.

Источник(и): М. Чекуров, Курьезы истории, «Золотой теленок», М., 1998,, с. 160-161.

Отбор на Кубок Прикамья 1998. Первая лига. 1997-11-02

Баскетболист попросил Бернарда Шоу оценить его литературный труд. Писатель сказал, что тому недостает одного умения, очень важного как для писателя, так и для баскетболиста. Какого умения не хватало этому начинающему писателю?

Ответ: Бросать в корзину (рукописи).

Автор: Константин Колыванов

1-й Чемпионат Тель-Авивской лиги. 4 (команда «Дети Бендера»). 1999-09-22

К Бернарду Шоу пришёл неудачник-баскетболист и нахально потребовал «устроить» его писателем. Прочитав рукопись его романа, Шоу сказал:

     — Теперь я понимаю, почему из вас не вышел баскетболист.

     — Почему?

     — Вы не умеете вовремя…

     Закончите фразу Шоу.

Ответ: «…бросать в корзину».

Источник(и): Анекдоты о великих людях (Т.Г.Ничипорович).

Автор: Тимур Барский

Некий баскетболист (явно не преуспевший в спорте) обнаружил у себя «литературный талант». Свои творения он направил Шоу с просьбой оценить их. Ответ последнего был образный и убедительный:

 «Прочитав ваши сочинения, я понял, почему вы не стали хорошим баскетболистом. Дело в том, что вы не умеете вовремя бросать в корзину».

Лучший игрок: Владимир Михалченко (можно соглашаться, можно не соглашаться, но особых претензий к этому решению нет).

Лучший вопрос: Евгений Лешкович (Минск). С учётом сказанного в комментарии к  вопросу, вопрос вообще недостоин того, чтобы попасть на игровой стол. Поэтому, лучшим вопросом стоило бы считать вопрос 9. Правда, Борису Бурде не стоило отдавать приз: не уверен, что кто-то ещё до него не использовал похожий вопрос (просто не поместил его в своё время в базу).

Взял досрочно вопросы: 2, 3, 5, 7 (все три вопроса) и 9. Не потому, что такой умный, просто я их знал!

Команда мне понравилась. Не беда, что проиграли, всё равно молодцы! Сказалось отсутствие опыта, волнение и многочисленные ляпы в вопросах, которые надломили команду.

Выводы: недостаточная работа группы по отбору вопросов (их анализ, скорее всего, не проводится совсем или кто-то его делает спустя рукава). Разнообразить вопросы. Привлечь новых авторов (многие слишком примелькались – а вопросы не всегда качественные). Слишком много ляпов!

Не хотел никого обидеть. Просто высказал своё мнение.

 С уважением Я.Я.Логвинович

  07 октября 2013 года, г.Кобрин, Беларусь

2 комментария to Игра №1 Команда Павла Малецкого

  • Очень понравилась статья. Шикарно все описано. Редакторам думаю есть о чем задуматься!

  • БОРИСЫЧ:

    Меня бесит, что постоянно в программе у Мухина встречаются вопросы, которые уже ранее были играны. Например, вопрос про пир горой уже игрался в ЧГК 06-10-1995 г., отвечал Друзь. А однажды Мухин задавал в своем ЧГК вопрос, на который сам же уже отвечал на брэйн-ринге в конце 90-х годов. Неужели вообще нет контроля за качеством вопросов? Позор белорусскому ЧГК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *