Весна 2014. Игра № 1. Команда Шпака

Опубликовал admin | месяц Апрель 04, 2015 | Просмотров: 1848
Весенняя серия РБ, Сидя у телевизора

Весенняя серия игр «Что? Где? Когда?»  2014 Беларусь

Игра 1 – 07.03.2014

 Команда Дмитрия Шпака

Сидя у телевизора, попробую поделиться своими впечатлениями о первой игре весенней серии, а также проанализировать вопросы и игру команды.

Вопрос 1. Надежда Потрихалина (Червень). Полководец Александр Васильевич Суворов множество сражений выиграл благодаря невероятно быстрым пешим маршам русских войск. А вот удавалось это за счёт того, что в намеченные на карте места заранее высылались небольшие охраняемые конные повозки. Внимание, вопрос! Что это были за повозки, и как Суворову удавалось добиться увеличения скорости движения своих войск?

Версии: Провиант, артиллерия, боеприпасы, алкоголь, музыканты, еда, оркестр, еда (кушать и выпить).

Ответ команды: Дмитрий Карасёв. В ходе обсуждения у нас возникла такая мысль, что для того чтобы не заставлять солдат двигаться вперёд быстрее физически, т.е. не погонять их палкой, как было принято в войсках иных стран, Суворов, как человек прагматичный, он решил как бы солдат заинтересовать двигаться быстрее  к следующему намеченному пункту. Соответственно в этих намеченных пунктах хранилось то, что солдат в походе больше всего интересует – это покушать и, возможно, выпить. Поэтому в этих повозках находилась провизия, в том числе, возможно, и какой-то алкоголь.

Ответ: Секрет фельдмаршала был прост. Фельдмаршал Суворов заметил, что основная часть времени в походах терялась не потому что, солдаты медленно ходили, а терялась из-за привалов, на которых приходилось подолгу ожидать приготовления пищи. К месту будущих привалов Суворов заранее высылал поваров, которые на месте будущего привала готовили еду. Армия питалась и быстро шла дальше. Счёт: 0:1.

Работа команды: 9 баллов из 10.

Оценка вопроса: 8 баллов из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 8 баллов из 10.

Оценка ведущего: 2 балла из 10.

Комментарий: А. Лукирский  Военно-педагогическая  система А.В.Суворова

Организация маршей Суворова замечательна многими весьма поучительными подробностями.

Суворов был великим практиком войны и прошел с своими войсками тысячи верст. Полагаю, что надобно верить его опыту и таланту и не забывать обращаться к ним и в наши дни.

Марши Суворова вошли в пословицу по своей необычайной быстроте, но с сохранением здоровья людей.

Обыкновенным переходом он считал переход в 28 верст. Надобно помнить при этом состояние дорог того времени и крайнюю обремененность солдата ношею.

Иногда доводил форсировку до крайнего напряжения, так что многие падали на пути от изнеможения. Он жертвовал в этих случаях силами людей в пользу времени и боевых интересов.

Организация маршей была разнообразна. В 1799 году практиковался такой порядок. Поднимались ночью; пройдя верст семь, останавливались на часовой привал. Затем проходили еще семь верст и вновь привал, но уже на 4 часа с варкою каши и обед. Затем делали еще 7 верст, после чего вновь привал на один час. Так шли в жаркое время года и при знойном климате.

В предписании, Бельгарду от 20 мая 1799 года для движения от Комо к Александрии, в условиях отдаленности противника, Суворов устанавливает следующую организацию марша:

«Итти им тем же порядком, какой у меня давно уже заведен.

Кашевары с мясом и котлами во вьюках выступают в 12 часов ночи вперед на две мили (14 вер.). У меня весь суточный переход от 4 до 5 миль (28–35 вер.). Кашевары располагаются и варят.

Войска поднимаются в 3 часа ночи; идут милю; отдыхают час; потом – опять одну милю и приходят к своим котлам; кушанье готово – вино там, – ни одного усталого.

Поев, отдыхают до 4 часов пополудни, потом поднимаются и идут одну милю; с час отдыхают; идут опять одну милю, так что в 9 часов вечера приходят в лагерь; все вьючные лошади с палатками были уже направлены наперед в полдень; палатки поставлены; солдат подоспел и ложится отдыхать до 3 часов следующего утра, а там снова поход».

В «Науке побеждать» Суворов так регламентирует «поход на неприятеля». «… Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни! бей барабан! музыка греми! десяток отломал! Первый взвод снимай ветры (ранцы очень тяжелые, которые Суворов ободряюще называл с ирониею «ветрами»), ложись! За ним второй взвод и так взвод за взводом; первая задних не жди!… На первом десятке отдых час… Второй десяток! Отбой! Отдых час и больше! Коли третий переход мал, то оба пополам, и тут отдых три четверти часа или полчаса, или четверть часа, чтобы ребятам поспеть скорее к кашам! Это для пехоты.

Конница своим походом вперед! с коней долой! Отдыхай мало и свыше десятка, чтобы коням дать в лагере выстояться!.. На завтраке (на привале) отдых четыре часа, тожь самое и ночлегу отдых шесть часов и до восьми, какова дорога…»

В инструкции «постовым начальникам» о способе действий против конфедератов в войну 1768–1772 годов Суворов приказывает при поисках рассчитывать суточный марш от 50 до 85 вер. и «не бродить по куриному, а ходить по оленьему».

Изумлявшимся этой подвижности войск Суворов говорил: «Это еще ничего! Римляне далеко превзошли нас в быстроте: прочтите только Цезаря!»

На походе Суворов требовал порядок, но не в виде безжизненной муштры, скованности, педантизма. Он лично наблюдал за движением, переезжая от головы колонны к хвосту. По временам, обогнав колонну, отъезжал в сторону от дороги, ложился где-нибудь скрытно и наблюдал проходившую колонну. Потом неожиданно появлялся вновь у колонны. Появление его оживляло всю колонну, которая спешила «подтянуться». Фельдмаршал ехал рядом с колонною, шутил с солдатами… Но порядок отнюдь не должен был нарушаться.

http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/woennajapedagogicheskajasistemaawsuworowa.shtml 

Кстати, большую часть Семилетней войны Суворов провел на интендантских и адъютантских должностях. Он присутствовал при битве у Кунерсдорфа в 1759, где русские войска наголову разбили Фридриха, при кратковременном занятии в 1760 столицы Пруссии Берлина, но никакой самостоятельной или хотя бы активной роли при этом не играл. Суворов ввел полевые кухни, т.е. изменил схему питания армии. Раньше в походе и на маршах армия останавливалась для приема пищи, каждый солдат варил себе, потом ел, мыл посуду и так далее. Процесс был долог чрезвычайно. Суворов же ввел такую практику – снаряжал конные повозки с провиантом и поварами, они уходили вперед на планируемое место стоянки, где в организованном порядке готовилась пища. Армия пешим ходом прибывала на место, где их ждала еда. Время харчевания сокращалось значительно. Это давало возможность либо сократить время стоянки, либо использовать его на полноценный отдых. Во такой вот интендант Суворов.

http://voprosik.net/pochemu-pobezhdal-suvorov/ 

Кашеварные повозки впереди с палаточными ящиками. Братцы пришли – к каше поспели. Артельный староста – «к кашам!». На завтраке отдых четыре часа. То же самое к ночлегу отдых шесть часов и до осьми, какова дорога. А сближаясь к неприятелю, котлы с припасом сноровлены к палаточным ящикам, дрова запасены на оных.

По сей быстроте и люди не устали. Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову.

Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай! Ура! Чудеса творят братцы!

«Наука побеждать»

Суворов дает примерную организацию и расчет марша вне соприкосновения с противником. Колонны с различной маршевой скоростью следуют отдельно (артиллерия впереди пехоты, «конница своим походом»); пехота в колоннах по рядам или по четыре. При сближении с противником колонна идет более сомкнуто – повзводно.

Нормальный суточный переход 28-35 верст. В целях сбережения сил Суворов обращает особенное внимание на полное использование для отдыха малых и больших привалов. В предвидении большого привала артельные повозки и котлы высылаются вперед вместе с конницей. Когда части подходят к месту привала или ночлега, их уже ждет готовый обед; солдат не испытывает томительного ожидания пищи и полностью отдыхает.

 Комментарии к «Науке побеждать»

С моей точки зрения ответ стоило засчитать: команда правильно выбрала версию, связанную с едой. В ответе явно предполагалось, что солдат там ждёт еда и, возможно, выпивка. Солдаты сами не готовили, их действительно там ожидала еда или сразу, или вскоре после прихода. Да и наверно, зная, что скоро впереди ждёт еда, солдаты  невольно ускорят шаг. Считаю, что команда дала абсолютно точный ответ. 

Вопрос 2. Алла Порабкович (Белоуша). Внимание, кофе! В Германии когда-то было принято подавать кофе в чашках из мейсенского фарфора. Такая же чашка стоит перед Вами.  Внимание, вопрос! А почему немцы называли этот кофе цветочным?

Версии: Цветочек внутри, кофе слабый (как чай), он для детей, красочная посуда для детей, цветы на чашке.

Ответ команды: Татьяна Хоршунова. При повторении вопроса было произнесено: «Почему язвительные немцы называли этот кофе цветочным?» Я попробовала кофе, он не совсем кофе, он какой-то очень слабый, только привкус кофейный. Насколько я правильно понимаю, беременным женщинам пить кофе нельзя – это может повлиять на плод. И ещё мы знаем такое выражение: «Дети – цветы жизни». И этот слабый-слабый раствор кофе называли цветочным и подавали женщинам, которые вынашивали ребёнка.

Ответ: В Германии было принято пить кофе в чашках из мейсенского фарфора. На дне таких чашек цветочек. На дне таких чашек были изображены розы, незабудки, васильки, фиалки, да и другие цветы. Язвительные немцы называли такой кофе цветочным, потому что он был недостаточно крепким. И когда кофе был вот такой, как водичка, из-за экономии рачительного хозяина, его и называли цветочным, потому что виден был вот этот самый цветок, который перед вами. Счёт: 0:2.

2014-1-1

Работа команды: 8 баллов из 10.

Оценка вопроса: 7 баллов из 10 возможных.

Комментарий: 2-й Чемпионат Тель-Авивского клуба. 6 тур. «Вист!». 2000-06-14

Вопрос 9: Что такое цветочный чай, наверное, знают все. А вот понятие «цветочный кофе» появилось в Германии в трудные 20-е годы. Мы не спрашиваем, из чего его делали, скажите только: в каком магазине немцы приобретали цветочки, которым этот кофе обязан названием?

Ответ: В магазине посуды.

Комментарий: Цветочный кофе – это кофе, через который видно цветочек на дне чашки.

Источник(и): Угощает Борис Бурда.

Автор: Ирина Михлина

Тренировки Бориса Бурды. 1993. 12 тур. 1993-05-21

Вопрос 18: Немцы неоднократно упоминают такой напиток, как «Blumenkaffe» – цветочный кофе. Но совершенно ясно, что кофе изготовляют не из цветков, а из плодов. О каком же цветке идет речь?

Ответ: О цветке на дне чашечки, который виден через жидкий кофе, заваренный слишком уж экономной хозяйкой.

Источник(и): Д.С.Лихачев. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Л., Совпис, Ленинградское отд., с.357.

Автор: Борис Бурда

Цветочный кофе – в Германии идиома для обозначения очень слабого кофе. Выражение появилось в Саксонии благодаря появившемуся ещё в 1815 году типичному для эпохи бидермейера цветочному рисунку на дне чашки мейсенского фарфора, обычно это были розы, незабудки, васильки, фиалки. Если на дне полной чашки кофе проглядывает цветок, кофе считается слабым, «цветочным». Противоречие между дорогим хозяйским фарфором и экономией на кофе для гостей расценивалось как скупость.

В русской речи выражение «цветочный кофе» появилось благодаря академику Лихачёву и означает вещь, сделанную недобросовестно по бедности или скаредности.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Цветочный_кофе

«Цветочный кофе» – кофе не из цветочков.

 Кстати, как же кофе проник в Европу? В Италию его привез врач венецианского посольства в Египте. Во Францию кофе завез некий грек Прокоп, открывший в 1762 году, лишь чуть позже Италии, первую парижскую кофейню. Король Людовик ХV выращивал кофе для себя в собственной оранжерее лично (предполагаю, что все-таки с помощью садовника). А в Германии против кофе в печати велась самая настоящая война. Купленные журналисты называли его «сиропом из сажи», «отвратительным отваром из старых сапог» и еще почище, за что им и платили торговцы вином и пивом, опасающиеся конкурента. При Фридрихе II кофе так прижился, что воинственный король смог обложить его ввоз зверскими пошлинами. Правда, немецкий садовник Тимме по этому поводу ввел в обиход кофе из цикория, но от настоящего кофе это немцев не отвадило. Разве что с горя возникла немецкая идиома «Blumenkaffe» – «цветочный кофе». Это не кофе из цветочков, это еще хуже – кофе, через который виден цветочек, нарисованный на дне чашки. Зато именно в Германии кофе ценили люди искусства – от Баха, создавшего «Кофейную кантату», до Бетховена, варившего кофе ровно из 64 зернышек.

http://www.dizzaster.ru/dizzaster.php?id=2349

Немецкие корни цветочного кофе

Выражение появилось в Германии, поэтому вкратце расскажу об истории напитка в этой стране. Немцы стали употреблять кофе начиная с 18 века. Сначала бюргеры, которые с недоверием относились ко всему новому, не имеющему исконные немецкие корни, пили кофе в кофейных домах. Там, как в клубах, они проводили свободное время, слушая музыку и общаясь. В одном из таких заведений оркестр под руководством Баха впервые исполнил его «Кофейную кантату», которая популяризировала этот напиток. Со временем кофе стал одним из любимых напитков среди обывателей. Его пили не только в кофейнях, но и во всех бюргерских домах.

Вторая линия нашей истории о том, что такое цветочный кофе, связана с областью Саксония, где примерно в это же время в городе Мейсен была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура. Красивейший фарфор сразу же стал модным, а со временем вообще превратился в предмет культа. Его заказывали коронованные особы и богатейшие дворы Европы. Конечно, не все могли иметь это великолепие по причине дороговизны, но все же – расписанный вручную кофейный сервиз из мейсенского фарфора был не редкостью в домах бюргеров.

Ну а теперь… как это связано с кофе.

В начале 19 века становится модным украшать посуду рисунками цветов. Коснулось это и мейсенского фарфора. На дне кофейной или чайной чашки почти всегда присутствовал какой-нибудь цветок – от великолепной розы до скромного василька. Теперь представьте, что вы живете в эту эпоху и пришли в гости в богатый дом. Вас усаживают за стол, подают изысканную посуду. Наливают в чашку кофе… И вот на дне полной чашки вы видите цветок. Какой кофе вам сварили? Слабый, некрепкий, «цветочный»… Выражение цветочный кофе говорило о скупости хозяев, которые имея недешевую посуду, экономили на кофе для гостей.

Оно прижилось в Германии, и было популярным в то время. В русской речи выражение «цветочный кофе» появилось благодаря академику Лихачёву и означает вещь, сделанную недобросовестно по бедности или скаредности.

http://coffee.jofo.ru/223250.html

Оценка редакторской группы: 5 из 10. Вопрос сформулирован некорректно. Непонятно о каком кофе идёт речь: о поданном, или который подают в таких чашках (а ведь в таких чашках можно подать и нормальный кофе). К тому же, свечка!

Когда выносили чашку, мне сразу бросился в глаза на дне чашки то ли рисунок, то ли скопление чего-то наподобие чаинок. Однако что это я не разглядел. Если бы при формулировке вопроса  были произнесены слова «язвительные немцы», то на ответ вполне можно было бы выйти. Замечательно, что команда сообразила, что это кофе не из цветов (хотя есть много «заменителей» кофе, например, корни одуванчиков). 

Вопрос 3. Надежда Чёлно (Вилейка). Внимание, вопрос! Через минуту вам надо назвать изделие, длина которого 140, ширина 80 и высота 45 см, с помощью которого в XVII веке голландцы пытались понизить своё кровяное давление.

Версии: Матрац, велосипед, подушка, кровать, ящик какой-то, зонт. Версии клуба: кровать, ванна, аквариум с пиявками.

Ответ команды: Дмитрий Шпак (после помощи клуба). Ванна. Они принимали ванну.

Ответ: Чтобы понизить своё кровяное давление в XVII веке, голландцы спали сидя. Описанное изделие – это укороченная кровать. Счёт: 0:3.

Работа команды: 7 баллов из 10.

Оценка вопроса: 5 баллов из 10 возможных.

Комментарий: http://allworld4us.livejournal.com/20730.html. Советую почитать. Всё просто разложено по полочкам. Эта статья и здесь: http://allahkir.livejournal.com/14808.html

Откуда взяты эти размеры? Был ли в то время стандарт? Да и слово «пытались» не указывает, понижали ли реально давление. Поэтому, вариант ответа «ванна»  – в принципе неплох. Тем более что в XVII веке французский котельщик Левель наладил массовое производство стальных ванн. Честно говоря, я тоже где-то ближе к концу минуты обсуждения склонился в пользу ванны. Если не слышал историю, то это – вопрос-гроб.

Оценка редакторской группы: 5 из 10. 

Вопрос 4. Денис Шибут (Смиловичи). Внимание, вопрос! Почему в старину на Руси при наборе юных моряков предпочтение отдавали выходцам из крестьянских семей?

Версии: Они по деревьям лазили постоянно,  послушные, работящие, укачивали в люльках и они не боялись качки.

Ответ команды: Юрий Ермаков. Деревенские дети часто лазили по деревьям, у них хорошо это получалось, развивало  ловкость. Благодаря этому они гораздо лучше могли лазить по вантам, по канатам и заниматься такелажем.

Ответ: При наборе юных моряков предпочтение отдавалось крестьянам, потому что в младенчестве их качали в люльках, очень похожих на корабельные гамаки. Благодаря этому они в меньшей степени подвержены морской болезни. Счёт: 0:4.

Работа команды: 9 баллов из 10. Версию с люлькой была отброшена. Ответ команды, с моей точки зрения, не менее красив, если учесть что во многих городах дома во многом были похожи на деревенские и для малышей вполне могли использовать те же люльки.

Оценка вопроса: 6 баллов из 10 возможных.

Комментарий: Колыбель (зыбка, качка, колыска, люлька, пебей) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные. Разновидность колыбели – коляска.

В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты.

Зыбка – в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.

Лёгкая зыбка (кузовок), сплетённая из сосновых дранок, подвешивалась на черёмуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это гибкая жердь, прикреплённая к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола. Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни. Позже вместо очепа стали пользоваться пружиной. Современные колыбели чаще всего делают из лозы, древесины и даже из пластмассы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Колыбель

http://www.detiperuna.ru/?p=9711

http://www.booksite.ru/fulltext/vas/ily/lad/49.htm

Оценка редакторской группы: 5 из 10. 

Вопрос 5. Ксения Морозова (сектор «Бульбашъ»). Суперблиц. За столом остаётся Юрий Ермаков.

Вопрос первый. Отгадайте якутскую загадку. Старик бормотун-говорун все языки знает. Что это?

Ответ игрока: Эхо. Это правильный ответ.

Вопрос второй. Отгадайте латышскую загадку. Трое одним плугом пашут. Что это? Покажите нам.

Ответ игрока: У меня, к сожалению, нет ответа. Половину времени обсуждения игрок вертел ручку в руке, а затем её положил на свой блокнот. Интересно, как поступил бы ведущий, если бы он не положил ручку на блокнот на столе, а оставил в руке?!

Ответ: Пишущие пальцы. Счёт: 0:5. 

Работа игрока: 6 баллов из 10.

Оценка вопросов: 1 вопрос – 8 из 10 возможных, 2 вопрос – 8 из 10 возможных.

Комментарий: Непонятно, почему ведущему первый вопрос показался сложным. Известная загадка: «Кто говорит на всех языках». Ответ: Эхо. Загадка настолько известна, что вопрос и вовсе вопросом-то и не является. Однако дал ему 8 баллов, так как он был своего рода разминочным вопросом. Разминочный вопрос даёт возможность игроку почувствовать игру, придаёт уверенность.

Вторая загадка, если не слышал, либо слышал давно, не так проста. Вообще хорошие народные загадки обладают тем свойством, что отгадать их мгновенно практически невозможно (слишком образны), а отгадав, получаешь громадное удовлетворение, а не отгадав и узнав ответ, думаешь, как не дошло, какой же я дурак!  Дал 8 баллов за слова ведущего «покажите нам». Часто использовали три ярма, поэтому слова ведущего исключают банальный ответ – трёх впряжённых волов. Хотя интересно, как поступил бы ведущий, если бы Юрий нарисовал этих самых волов и продемонстрировал картинку?

 По белой земле ходят –

 Трое работают,

 Двое надзирают,

 Один размышляет.

(Пишут пальцы, глаза, ум). Русская.

Трое одним плугом пашут.

(Пальцы пишут). Латышская.

Эта загадка встречается в книге «Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 кл»

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

В некоторых источниках эту загадку предлагают для дошкольников и считают русской.

Есть и такой вариант: «Пятеро волов одной сохой пашут».

Едут трое братьев на одном коне. (Украинская)

Три брата на одном коне по белому полю едут. (Белорусская)

А теперь самое интересное.

12.10.13 Стенограмма третьей игры осенней серии (Азербайджан)

Играет команда Айсель Агаевой.

Первый раунд.

Сектор блиц! Три вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. Для того чтобы одержать победу в раунде, знатокам нужно ответить на три вопроса подряд.

Внимание! Вопрос первый!

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились, то остановились.

Телезрительница Юлия Маругина из Санкт-Петербурга интересуется – о чем эта загадка?

Отвечает Акпер Дадашлы: Мы думаем, что в вопросе речь шла о весах.

Правильный ответ: Две сестры – это чаши весов. Они колеблются, пока не достигают равновесия. Эта загадка о весах!

Внимание! Вопрос второй!

Телезрительница Юлия Маругина из Санкт-Петербурга просит вас продемонстрировать ответ на латышскую загадку: трое одним плугом пашут?

Отвечает Айсель Агаева: Я напишу. Плуг – это ручка или карандаш. Трое – это три моих пальца.

Правильный ответ: Трое – это три пальца, а плуг – это ручка, которую они держат при письме.

Внимание! Вопрос третий!

Телезритель Анвар Тавобов из Москвы просит вас разгадать загадку народу канавари: на поле с ладонь шириной две меры зерна разбросаны!

Отвечает Теймур Гулиев: Мы считаем, что речь идет о песочных часах.

Правильный ответ: а ведь правильный ответ все это время был перед Вами – это исписанный листок бумаги!

Оценка редакторской группы: 1 балл из 10. Стоит время от времени хотя бы просматривать стенограммы игр в Азербайджане (молодцы ребята – всё делают просто оперативно). Уже, по крайней мере, второй раз встречается ситуация, когда вопрос вначале играет в Азербайджане, а затем через непродолжительное время в Беларуси. 

Вопрос 6. Нина Матафонова (Минск). Внимание, «Страшный суд»! Перед вами картина фламандского художника Ганса Мемлинга, написанная в 1473 году. Американский искусствовед Майкл Басли считает, что после появления этой картины возникло и широко распространилось одно заблуждение, даже, можно сказать, предубеждение. Внимание, вопрос! А какие люди стали страдать от этого предубеждения?

2014-1-2

Версии: Рыжие, левша как дьявол, левши, женщины.

Ответ команды: Дмитрий Шпак. В средние века, насколько я помню, та же самая инквизиция предубеждённо относилась к рыжим женщинам, чуть ли не сразу сжигая их, подозревая, что они ведьмы. И такое ощущение вот, что к рыжим людям после этой картины и было такое вот предвзятое отношение.

После этого ответа Дмитрия, ведущий произнёс: «А почему рыжие женщины? У вас картина перед глазами. Итак».  Это дало возможность отвечающему поменять свой ответ.

На самом деле, если на картину посмотреть, то рыжие волосы, конечно же,  видны, но…(Ведущий произносит: «Я поэтому вам и говорю – вы на картину смотрите или нам историю про рыжих рассказываете, которую знаете с детства. Быстрее, господин Шпак! Давайте, что-нибудь ответим. Посмотрите на картину и ответьте. Какое предубеждение после этой картины появилось? Не надо шарить глазами по залу! Отвечайте то, что вы видите на картине и, самое главное, какие люди после этого стали страдать»).  На картине я вижу ангела с обожжёнными крыльями. (Подсказка ведущего: «Т.е. там есть праведники и грешники»). И собственно говоря, праведники находятся по одну сторону, а грешники – по другую сторону. Вот у меня ощущение, что по левую руку находятся грешники и, видимо, левши стали страдать, раз они находятся по левую руку от ангела. (Ведущий: «Извините, господин Шпак, я уже больше не могу слушать»).

Ответ: По правую руку от Христа находится рай и праведники, по левую – ад и грешники. Не знаю, где уж вы там рыжих в больших количествах обнаружили. Согласно исследованиям Майкла Басли, картина вызвала у многих людей предубеждение к левшам. Счёт: 1:5 (после консультации с юридическим советником игры господином Денисом Олейниковым, который заявил, что раз ведущий принял несколько ответов и не уточнил, какой из них верный, то ответ следует засчитать).

Работа команды: 8 баллов из 10.

Оценка вопроса: 9 баллов из 10 возможных. Вопрос на конечный перебор вариантов: левши, рыжие, лысые, горбатые, хромые, очкарики,…

Комментарий: Центральная часть и внутренние стороны боковых створок алтаря занимает одна большая сцена, построенная строго симметрично. Художник трактовал тему Страшного суда, используя систему изображения, принятую в изобразительном искусстве Северной Европы и соединяя её с мотивами библейских текстов, в том числе Апокалипсиса. В центральной части триптиха Мемлинг частично повторил композицию «Страшного суда» ван дер Вейдена (полиптиха из госпиталя в Боне). Так же, как и у ван дер Вейдена, Христос-Судия восседает на радуге (она по Ветхому Завету – символ единения Бога и человека). Вертикальная ось центральной части проходит через фигуры Христа и Архангела Михаила, взвешивающего души. Пылающий меч и лилия, исходящие из уст Христа символизируют справедливость и милосердие, его ноги опираются на сферу. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, левая – опущена в осуждающем. Его окружают двенадцать апостолов, Дева Мария и Иоанн Креститель, ходатайствующие за людские души. Над этой группой располагаются ангелы, которые несут знаки Страстей Христовых, ниже – ангелы, трубящие в трубы Апокалипсиса.

В нижней части композиции доминирует фигура Архангела Михаила в рыцарских доспехах. С помощью весов он разделяет блаженных и проклятых, своим жезлом Михаил попирает душу обречённую. Человеку, изображённому на левой части весов Мемлинг придал черты Томмазо Портинари, причём портрет был добавлен уже после завершения картины. Появление изображения Портинари объясняется по-разному: возможно Тани просил написать его, желая угодить своему преемнику, или Портинари также оплатил создание триптиха, или даже купил его.

У ног Архангела Михаила мёртвые, завёрнутые в саваны, выходят из могил на последний суд. Пейзаж в центральной части триптиха – грозные тучи над бесплодной голой землёй, подчёркивает приближение последней катастрофы, несущей конец миру.

На правой створке изображена сцена низвержения в Ад грешников. Историки искусства видят здесь сходство с алтарной створкой Дирка Баутса, хрянящейся в Лувре. В отличие от других художников, обращавшихся к теме Страшного суда, Мемлинг не увлекается картиной жестоких мучений или изображением гротескных звероподобных дьяволов. Трагизм момента художник передаёт через мимику (здесь он в полной мере использует свой талант портретиста) и жесты несчастных, ввергаемых в огонь. Тела грешников, переплетённые друг с другом в страданиях, тем не менее грациозны и изящны. Несомненно, что художник внимательно изучал обнажённую натуру.

Левая створка представляет одну из самых светлых картин Рая в живописи. Праведники с помощью Святого Петра поднимаются к вратам Небесного Иерусалима по хрустальной лестнице, на вершине которой их, как предсказано в Евангелии, облекают в одежды в соответствии с тем рангом, который они занимали при жизни. Спасённых музыкой встречают ангелы. Из-за прикрытых Врат Рая вырывается ослепительно яркий свет. Жесты персонажей гармоничны, лица спокойные, просветлённые. Архитектурный комплекс Райских Врат напоминает здания в Брюгге. На фронтоне входа – барельеф с изображением сотворения Евы. На пилястрах портала расположены статуи ветхозаветных пророков и царей. Под тимпаном, в окружении символов четырёх евангелистов: быка, льва, орла и ангела, на троне восседает Христос, у его ног — Божий агнец. Некоторые исследователи считают, что Мемлинг переосмыслил мотивы входа в Рай из кёльнского «Страшного суда», созданного Стефаном Лохнером около 1435 года.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Страшный_суд_(Мемлинг)

Левшам всегда доставалось от праворуких за «ненормальность». Во многих верованиях и религиях левши были признаны неуклюжими и неумелыми, а также подлыми, зловредными и лицемерными. В латинском языке dexter означает правый, он же целебный, а sinister – левый и пагубный. В языках других народов левую руку называют нечестной, лживой и подлой, в противовес правой – непогрешимой, чистой и целебной. Давно ли леворукость стала считаться пороком? Предполагают, что линией водораздела явилась картина Страшного суда в Евангелии от Матфея, узаконившая правых и поставившая левых за рамки.

http://www.perunica.ru/zdrava/424-levsha.html

Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша. Для детей 4 …

books.google.ru/books?isbn=5765418503

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». Ведь в фольклоре и даже в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» – все хорошее. По-английски левый – еще и «зловещий», «скверный», по-французски – «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски – «дефектный», а по-русски – «некачественный». В Италии, например, каждый ребёнок знает, что дьявол – левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева – грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги – весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече – останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку – значит, недолюбливает, желает зла. Даже чёрная кошка, и та норовит перебежать дорогу слева направо.

ВКонтакте

Римляне называли таких людей плохими, испанцы – неправильными,  немцы – неловкими, французы – неуклюжими, англичане – обманщиками. Сейчас этих людей на земле примерно двенадцать процентов. Майкл Барсли утверждает: в предубеждениях против этих людей повинна картина «Страшный суд», где рай справа, а ад – слева.

Майкл Барсли  знает, что говорит: ведь он собственной левой написал на двухстах двадцати восьми страницах программу Международной организации левшей, почетным патроном которой выбран, между прочим, Леонардо да Винчи. Да и вообще список левшей всех времен и народов впечатляет: Микеланджело, Цезарь, Бисмарк, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Пол Маккартни. Даже Лесков, говорят, был левшой, оттого и написал одноименный рассказ.

http://olga-derkach.livejournal.com/225899.html

http://top4top.ru/bikov/posts/4097

I Чемпионат Украины по брэйн-рингу (Харьков). Второй этап. Вопрос 94

Сейчас на земле их примерно в 15 раз меньше, чем традиционных. Существует Международная организация, защищающая их права, почетным патроном которой избран Леонардо да Винчи. А программу организации на 228 страницах англичанин Майкл Барсли написал… Каким образом?

Ответ: Левой рукой.

Комментарий: Речь идет о Международной организации левшей.

Источник(и): «Труд-7», 12.03.99 г.

Автор: Дмитрий Башук (Харьков)

Вопросы Татьяны Луговской (Одесса). 1993-08-22

Вопрос 3: Майкл Басли в книге «Леворукие люди» утверждает, что более всего в закреплении предубеждения против левшей повинна некая картина, которую в ее многочисленных вариантах созерцает множество людей уже более тысячелетия. Видели ее, конечно же, и вы, поэтому без труда ее назовете.

Ответ: Это «Страшный суд».

Комментарий: Согласно всем канонам, справа от Христа рисуется рай и выстраиваются праведники, а слева — ад и грешники.

Источник(и): И.Спрингер, Г.Дейч. «Левый мозг, правый мозг». с.119.

Автор: Татьяна Луговская

Этот же вопрос был и в конкурсе «Вопрос дня», 2000 г. Июнь. 2000-01-01

Майкл Басли, автор книги «Леворукие люди», утверждал, что картина Страшного суда более повинна в «закреплении предубеждения против леворуких, чем любые другие заявления, и что это предубеждение прошло через века, расцениваемое инквизиторами, судьями, военными, артистами, учителями, няньками и родителями как высший пример связи леворуких людей с пороком и Дьяволом». Прав Басли или неправ, ясно, что связь между левым и плохим имеет очень длинную историю.

http://www.studfiles.ru/preview/399158/page:5/

http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/socialnaja-adaptacija-i-osobennosti-lichnosti-podrostkov-i-junoshej-s-razlichnymi.html

Караваева Евгения Александровна. Социальная адаптация и особенности личности подростков и юношей с различными типами функциональной асимметрии мозга. Диссертация … кандидата психологических наук

Книгу Майкла Басли «Леворукие люди», я, конечно же, не читал, поэтому абсолютно точные выводы сделать не могу, но в большинстве ссылок на него указывается не картина Мемлинга, а картина Страшного суда в Евангелии от Матфея.

Оценка редакторской группы: 8 из 10.

Вопрос 7. Пётр Коржов (Гомель). Известно, что в старину нагайцы, жители Кавказа, вернувшись из поездки, давали лошади остыть, а перед тем, как поставить её в стойло, предусмотрительно закладывали в ухо лошади маленький восковой шарик с временно парализующим веществом. Внимание, вопрос! А чего позволяла избежать такая, казалось бы, рисковая процедура?

Версии: Стреляли, наверно, при  возвращении, чтобы не объелась, чтобы не пила сразу много пока не остыла.

Ответ команды: Алексей Голубов. Предположу, что нагайцы – народ кавказский, они любили отпраздновать шумно возвращение своё. Чтобы уставшая лошадь не испугалась громких звуков, там например выстрелов и так далее и чтобы это ей как-то не повредило, может быть, восковой шарик туда и вкладывали.

Ответ: Если этот шарик не вынуть, то в дальнейшем от тепла скачущей лошади воск начнёт плавиться, вещество попадёт в организм и животное упадёт на землю, словно мёртвое. Так и происходило, когда жители соседних племён пытались украсть нагайскую лошадь. Преступник бросает лошадь, думая, что она мертва, и убегает, а лошадь приходила в себя и возвращалась домой. Таким способом нагайцы спасали своих лошадей от воров. Счёт: 1:6.

Работа команды: 7 баллов из 10.

Оценка вопроса: 4 балла из 10 возможных.

Оценка редакторской группы: 4 балла из 10.

Комментарий:  Друг деда приехал из Вятки, гостил две недели; тогда всякий помещик гнал водку, была не купленная. Дед упрашивал погостить еще два дня, друг не соглашался; отворяют конюшню, чтобы запрягать лошадей, коренная лежит без движения. Друг догадался, что это шутка деда, согласился гостить два дня. Дед заперся в конюшне; все слышали, как он с кем-то бранился, и слышали стук, борьбу. Дед отворил конюшню, и конь коренной здоров и весел.

– Как же это, батюшка?

– А если, братец ты мой, сделаешь из воска шарик с орех, да в середину закатать язык змеи и положить шарик в ухо лошади, то она упадет и скорее умрет, чем сделает движение; вынуть из уха шарик – лошадь веселее прежнего.

Эразм Иванович Стогов. Воспоминания

http://elcocheingles.com/Memories/Texts/Stogov/Stogov_1.htm

Конечно, это информация не о нагайцах, но всё же…

Лучший игрок: Решили не выбирать в проигравшей команде (Фёдор Шведов предложил Юрия Ермакова) и книгу отдали команде Фёдора Шведова, точнее господину Грабовскому, давшему правильную версию на вопрос о голландской кровати. Лучше было в преддверии 8 марта вместе с цветами подарить книгу Татьяне Хоршуновой.

Лучший вопрос: Алла Порабкович  (Белоуша). Лучше уж было признать Бориса Бурду!

Взял досрочно вопросы: 1 (временами читаю и пишу о Суворове), 5. Команда в целом мне понравилась. Немного не повезло. Просто пошла непруха! А против неё, как известно, интеллект бессилен! К тому же, команда была явно не в лучшей форме.

Выводы: Вопросы (с учётом замечаний) в целом неплохие. Надеюсь, что и остальные вопросы серии будут не хуже.

 С уважением Я.Я.Логвинович

10 марта 2014 года, г.Кобрин, Беларусь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *