1. Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы

2. Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова "Привычное дело")



Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы

    Перед нами текст Василия Белова: в работе автора все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Текст Лихачёва полностью соответствует художественному стилю. Это доказывает образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.

    В этом тексте автор концентрирует своё внимание на теме – пробуждение природы после зимы. Большим достоинством этого текста является то, что автор смог очень красиво описать пробуждение природы. Он хочет заставить увидеть читателя всё, что происходит в природе в это время, убедить, что это красиво и восхитительно.

    Пробуждение природы – это возрождение красоты мира. Первая бойка капель, тёплые весенние лучи солнца, первые цветы, белоствольные берёзки тонкими ветвями устремляются к лёгким облакам, голубеющему небу, под тёплым дуновением ветра розовеют и набухают почки. Воздух весенний, лёгкий, прозрачный, как всё это прекрасно!

    Для того, чтобы показать яркий образ пробуждения природы, автор использует следующие тропы: метафоры (“дождь прошипел”, “золотые столбы”, “попискивает и сопит земля”, “родилось тепло”), олицетворение (“изморилась земля”, “сшиблись лбами дерева”, “молния упала”, “тишина томится”), эпитеты (“ярко-новое”, “золотые столбы”, “исполинские контуры”), сравнения.

    Главная функция художественного стиля – создание художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия. В тексте Белова этому способствуют стилистические фигуры: причастные и деепричастные обороты, придающие больше образности, однородные члены, передающие многообразность признаков, восклицательные предложения, служащие для выражения авторских чувств и восхищений к природе и инверсии, придающие динамичность.

    В этом тексте ярко выражен тип речи описание. Описание динамично. Для доказательства автор использует различные виды глагольно-временных форм.

 

 

  

Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова "Привычное дело")

    А все, что в душе и в судьбе наболело, —

    Привычное дело, привычное дело...

    А. Передреев

        Без деревни городу не прожить, общество это хорошо знает, и тем не менее деревня в России постоянно находится в более невыгодном с житейской точки зрения положении по сравнению с городом. Проблем много. Поэтому писатели-деревенщики пользуются в России особой популярностью и уважением. Василия Белова можно смело назвать лидером среди этой группы писателей. Его произведение “Привычное дело” — важная веха в современной литературе на деревенскую тему.

    В повести перед нами проходит жизнь и судьба простого деревенского труженика Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины. Автор с большой любовью и уважением относится к своим героям. Это близкие и дорогие его сердцу

    люди, они — частица его собственной души, они — выразители его личного отношения к жизни.

    Иван Африканович — простой крестьянин, рядовой колхозник, обремененный большой семьей. Автор не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. И выпить-то он не дурак, как говорится, и до работы “злой”, и характер имеет покладистый. Его любят соседи и односельчане. Иван Африканович и на фронте побывал, имеет боевые награды. Он спорит с начальством и негодует, когда его несправедливо обирают. Он ищет новых путей для заработков, чтобы прокормить большую семью, хотя и безуспешно. Но его деятельная натура жаждет полезного применения сил.

    Иван Африканович никогда не бывает грустен без причины и весел просто так. Когда ему подфартит, он рад и открыт всему окружающему его миру людей и природы. Поэтичный склад характера, жизнестойкость, цельность — вот главные качества этой личности. Но характер Ивана Африкановича раскрывается перед читателем постепенно, герой Белова более многоплановый и глубокий, чем кажется в начале повести. Описывая житейские будни деревни, автор показывает то несправедливое и даже преступное отношение общества к труженику села. У героя и “документации” никакой нет, кроме “молочной книги”, где записывается, сколько он сдал молока от своей коровы. Но читателю автор предлагает внимательно вглядеться не в анкетные данные своего героя, а в душевные качества этого русского человека, коренного жителя деревни, поэтому, я считаю, такое большое место в повести занимает описание любви и согласной жизни Ивана Африкановича и Катерины. Вся повесть как бы воспевает большую любовь этих исконно русских людей. Автор с необычайным лиризмом и художественным мастерством описывает эту любовь. Читателя потрясает сцена прощания Ивана Африкановича с погибшей женой.

    В его простых словах о несправедливости смерти, забравшей у него раньше времени любимого человека, столько боли, что невольно наворачиваются на глаза слезы: “Ты уж, Катерина, не обижайся. Не бывал, не проведал тебя, то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать... Да. Вот, девка, вишь, как оберну- лось-то... Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама ... Вот один теперь... Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости...”

    В этих незатейливых словах чувствуется большая нравственная сила и неподдельная скорбь утраты. Я обратил внимание на то, что Иван Африканович по-крестьянски ощущает смерть дорогого человека: “Как по огню ступаю...” То есть земля для него сливается в один образ с похороненной в ней Катериной.

    Конечно, сила и значение повести Белова не только в описании этих трогательных взаимоотношений двух любящих друг друга людей. Автор, по-моему, поставил перед собой задачу показать во всех правдивых подробностях жизнь современной ему деревни. Но перед нами не просто бытописание, а выявление смысла жизни, значения труда на земле вообще.

    Итак, крестьянин Иван Африканович Дрынов — человек простой и вместе с тем сложный. Он вроде бы как все на селе и в то же время очень от всех отличается. Показательно, что так воспринимают Ивана Африкановича и его земляки. Я считаю, что автор пытается создать образ идеального деревенского жителя того времени. Показать, что, несмотря на социальные и бытовые негативные условия, душа народа остается чиста. Не зря же к герою Белова не липнет никакая житейская грязь, даже когда он сам сплоховал в чем-нибудь. Например, смешно выглядит он в истории со сватовством Мишки, наутро об этом казусном случае судачат все деревенские бабы. Но смеются только над Мишкой, а Ивана Африкановича жалеют. Ясно, что Иван Африканович является для своих земляков своего рода зеркалом, которое отражает их лучшие чувства и достоинства. Он радует их, подает пример добра. Сила его любви и преданности Катерине благотворно влияет и на остальных сельчан. Он по-житейски мудр и нравственно чист. Вот это и является, на мой взгляд, главным в его образе и отличает от остальных крестьян.

    Как сказал талантливый русский поэт Анатолий Передреев:

        И города из нас не получилось,

    И навсегда утрачено село...

        Чтобы не попадать в такие драматические “ножницы”, надо внимательно изучать мир, который открывает перед нами писатель Василий Белов. Его “Привычное дело” играет важную роль в понимании горожанами проблем деревни, характера русского человека-селянина. Без взаимопонимания между городом и селом не может быть нормальной жизни в стране.