Сочинения по произведениям Дидро Д.

Монахиня

  1. Дидро и энциклопедисты. Анализ повести «Монахиня»


Племянник Рамо

  1. Племянник Рамо - характеристика литературного героя


 

Дидро и энциклопедисты. Анализ повести «Монахиня»

Дидро (1713-1784) в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия – издания знаменитой «Энциклопедии». Материализм Дидро далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весь проста, бедна событиями в житейском течении. В 1750 издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора «Энциклопедии».

Работа над ней захватила его. «Энциклопедия» издавалась 30 лет. Д’Аламбер не выдержал напряжения борьбы и отошел от руководства изданием. Дидро один довел дело до конца. В издании участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго – о политэкономии, Бюффон – о естественных науках. Статью «Разум» написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике(Статью «Вкус»). По вопросам религии писал Гольбах. «Энциклопедия» – огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в прямом смысле. Папа Климент13 в специальном послании 1759 осудил «Энциклопедию» на сожжение. Французские иезуиты в память этого события выбили медаль с колоритной надписью «Попранная нечестивая мудрость». На медали были изображены глобус и книга., придавленные крестом. Последний Вселенский собор(1967) под председательством папы Павла6 отменил Индекс.

Дидро больше, сем кто-либо из просветителей, занимался вопросами теории искусства. Музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства входили в круг его интересов. В эстетических трудах много тонких наблюдений, бесценных для художника и ценителя искусства. 

Драматургическая теория Дидро – важнейший вклад в область театрального искусства. Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из полит задач. Искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер. Фантазии и иллюзий спустить на землю со всеми ее проблемами и конфликтами. Классицистическую трагедию Дидро предложил заменить новым жанром – драмой, посвятив ее современности и героям – простолюдинам. В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя водит элемент чувствительности.

В 1760 Дидро написал роман «Монахиня», разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов.

Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, заковало ее в кандалы. Все против нее. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Сюзанна бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона. Роман написан в форме записок – исповеди. Героиня, как видит ее читатель, – чуткая. Отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии.

Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств. Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.

 

Племянник Рамо - характеристика литературного героя

Племянник Рамо (фр. le Neveu de Rameau) — герой философской повести Д.Дидро «Племянник Рамо» (ок. 1762). Этот родственник великого композитора Рамо действительно существовал, и автор несомненно встречался с ним в парижских кафе во времена своей молодости. Однако безымянный персонаж повести существенно отличается от оригинала, и не в лучшую сторону. В череде диалогов автора с П.Р., безудержное воображение которого постоянно меняет предмет разговора, раскрывается капризный юмор этого персонажа — музыканта, типичного представителя жадной, беспринципной богемы, способного, однако, расшевелить окружающих, сорвать маски с негодяев. П.Р. выставили из богатого дома, где ему вольготно жилось, и, пока не наступает час идти в Оперу, в отместку он режет правду про своих хозяев и тех паразитов, которые их окружают; среди его забавных рассуждений попадаются глубокие умозаключения. Этот плут гораздо более сложен, чем Фигаро у Бомарше: он циник, но без претензий, знает, что он плут, и не пытается этого скрыть. Хорошая музыка — это единственное, к чему герой привязан и чем способен восхищаться. В диалоге между автором-философом и его эксцентричным и циничным собеседником первый не всегда берет верх, но в их столкновении выявляется ценность высокой морали и художественного вкуса.

Лит.: O’Gonnan D. Diderot the satirist. Le Neveu de Rameau and related works. Toronto, 1971; Воробьев Л. Художество и философия в творчестве Дени Дидро // Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин. М, 1973. С. 25-28.