1. Монографический анализ стихотворения И. Анненского "Смычок и струны"

2. Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия Анненского

3. Стихотворение Иннокентиа Анненского "Смычок и струны"

 

Монографический анализ стихотворения И. Анненского "Смычок и струны"

    Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы “вещного мира”, как и фигуры людей, ихголоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие отзвуки, “я” переплетается с “не я”, одно из них просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается благодаря лишь этому проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не объяснишь.

    Итак, я выбрал стихотворение “Смычок и струны”:

        Какой тяжелый, темный бред!

    Как эти выси мутно-лунны!

    Касаться скрипки столько лет

    И не узнать при свете струны!

        Мгновенное впечатление читателя, впервые впитавшего своим воображением эти строки, таково: в мрачной комнате скрипач — со своей скрипкой. На душе печально. Впервые предмет любви, скрипка, в лунном свете, показалась чужой. Столько лет была частью души музыканта, и вдруг... Он, оказывается, совсем ее не знал... Она, оказывается, только притворялась, что они одно целое... Просто была молодость, надежды на лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот... все рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина несостоявшегося счастья — в ней, в этой вещице, от которой только и требовалось, что любить, и все... Оказалось, она была все эти годы так же далека от него, как эти мутные небесные светила. Они хороши, когда на душе светло, и моментально тускнеют, если в душе сумрачно...

        Кому ж нас надо? Кто зажег

    Два желтых лика, два унылых...

     И вдруг почувствовал смычок,

    Что кто-то взял и кто-то слил их.

        Вторая строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант, а смычок выступает в роли лирического героя, а музыкант — лишь сила и воля, которая их свела со скрипкой. Но так как он (смычок) полностью зависит от воли музыканта, то все равно в драме участвуют трое, и всем в данной ситуации одинаково сложно разобраться в чувствах

    О, как давно! Сквозь эту тьму

    Скажи одно: ты та ли, та ли?

    И струны ластились к нему,

    Звеня, но, ластясь, трепетали.

        Но здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как бы посредничая между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем не менее с упреком в голосе констатирует факт иных прошлых отношений между смычком и скрипкой. Но читатель уже чувствует еле уловимую лукавинку, ноту превосходства музыканта над смычком и одновременно — нотку растерянности, потому что музыкант понимает свою первостепенность. Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.

    Не правда ль, больше никогда

    Мы не расстанемся? Довольно?..

    И скрипка отвечала да,

    Но сердцу скрипки было больно.

        Опять я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это зависит не от них, а от музыканта.

    Смычок все понял, он затих,

    А в скрипке эхо все держалось...

    И было мукою для них,

    Что людям музыкой казалось.

        Смычок понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не признается ему в этом лишь из жалости к нему. Он понял также, что всегда его счастье зависело от музыканта, от чужой воли. Он понял, что этот момент рано или поздно должен был наступить, потому что первым разлюбить мог только музыкант, и в тот же миг нелюбовь обрушилась на бедный смычок. Страдания смычка и скрипки усиливаются еще и тем, что музыкант, сближая их, не понимает, что это уже не музыка, а мука двух чужих существ, сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены искать выхода друг у друга, да не в их это силе...

        Но человек не погасил

    До утра свеч... И струны пели...

    Лишь солнце их нашло без сил

    На черном бархате постели.

        То, что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять судьбу, вызывает бурный протест у музыканта. Он не может смириться с таким отчуждением против его воли. Он пытается восстановить, найти музыку прошлого, ту самую... Но тщетно. Лишь физическое бессилие прекращает эти муки.

    Музыкант — бог для смычка и скрипки, он не может смириться с таким финалом. А выход лишь один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо без любви нет ничего — ни Бога, ни человека.

    Я сделал монографический разбор стихотворения Анненского, пойдя по ассоциативному пути. Вывод таков: смысловая связь между звеньями стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все психологические переходы четко мотивированы, создано особое эмоциональное напряжение, обусловленное приведенной житейской ситуацией, ответ на вопрос найден.

    Итак, из этого следует, что И. Анненский — поэт большой психологической силы и тонкости. Он не надеется только на интуицию. У него, как показал разбор стихотворения, идет четкий психологический анализ. Анненский — поэт-исследователь, певец и философ “вещного” мира, в котором он ищет нравственный путь к своему подлинному “я”.

 

 

Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия Анненского

    Искать в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно.

    А. Федоров

    Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать стихи, подобные булыжнику на мостовой, который являлся когда-то образом “оружия пролетариата”. И все же, если идеал поэзии и красоты, очерченный поэтом еще на первых страницах “Тихих песен”, в общем мистичен и расплывчат, то в том же сборнике есть уже стихи с четко обозначенной авторской позицией. Например, стихи, посвященные столетию со дня рождения Пушкина. В них с трагическим пафосом поэт сказал об исторической миссии поэта и высоком общественном служении Отечеству:

    О нет, Баян не соловей,

    Певец волшебно сладострастный,

    Нас жег в безмолвии ночей

    Тоскою нежной и напрасной. И не душистую сирень Судьба дала ему, а цепи, Снега забытых деревень, Неволей выжженные степи.

    Особенно мощно гражданский пафос проявился у поэта в последние годы жизни в двух стихотворениях: “Старые эстонки” и “Петербург”.

    “Старые эстонки” — отклик поэта на революционные события 1905 года. В этом году в Эстонии против участников протеста действовали карательные отряды царского правительства. В стихотворении — гневный упрек себе в пассивности, в неспособности к действию. Поэт разговаривает в кошмарном сне с матерями казненных и произносит слова, в которых единственный раз проходит мотив народного гнева и расплаты, ждущей палачей и их молчаливых либеральных пособников: “Погоди — вот накопится петель, / Так словечко придумаем, скажем”.

    В стихотворении “Петербург” четко высказана мысль об исторической обреченности российского самодержавия, воплощенного в мрачном образе столицы империи:

    А что было у нас на земле,

    Чем вознесся орел наш двуглавый,

    В темных лаврах гигант на скале, —

    Завтра станет ребячьей забавой.

    Недаром исследователь творчества Блока (самого яркого из символистов поэта революции) замечал по поводу этих двух стихотворений: “Вероятно, в границах первого десятилетия XX века в русской поэзии наиболее сильными стихами “гражданского” плана являются “Старые эстонки” и “Петербург” Анненского. У того же Блока 900-х годов стихов такой лирической силы, при одновременно ясной гражданственности, конечно, нет”.

    Эти стихи — мощный порыв гражданственности. И они в поэзии Анненского не случайны, они гармоничны со всем творчеством поэта поразительной искренностью тона, отмечавшейся многими критиками. И главное — глубина переживаний. Здесь поэт Анненский, я считаю, не превзойден ни одним поэтом серебряного века. Столько совести в стихах, да и в жизни вряд ли было у кого-то другого тогда. А для человека, тем более поэта с большой совестью, ни одно социальное потрясение не может пройти незамеченным, тем более такое, как революция.

 

 

Стихотворение Иннокентиа Анненского "Смычок и струны"

    Мир народное поэзии и музыки был близок иннокентию (Музыка находится в гармонии с природой и поэзией.Музыка основа всего мира Анненского : и внешнего и внутреннего).

    В стихе шесть четверостиший по четыре стиха в каждом.(автор не отходит от заведенного порядка написания стихотворений).

        Прочитав первые строки данного стихотворения,мысленно рисуешь себе картину : в темной мрачной комнате скрипач со своей скрипкой,на его душе грусть и тоска.Впервые скрипка,которая была частью его души и жизни,кажется ему совершенно чудой.

    Во второй строфе мы понимаем,что в роли лирического героя выступает сам смычок,а не музыкант,как могло показаться на первый взгляд.

   

    Музыкант-лишь тот самый человек,который помог встретиться и соединиться воедино смычку и струнам.

    Смычок целиком и полностью зависит от музыканта,от его воли.от его желаний играть или нет.

    Музыкант не может понять,что случилось со скрипкой,той ли она осталась или изменилась,что произошло?Это можно увидеть в 3-ем четверостишии.Далее смычок пытается каким-то образом восстановить тношения со скрипкой,но у него ничего не получается.

    Любовь,которая была между ними,прошла,но смычок не хочет в это верить.От того,что он сближает их,играя на скрипке,их страдания только увеличиваются и нет уже той музыки,что была раньше.Это не музыка,не красивая музыка,а невыносимое страдание,только музыкант не хочет понимать их.

   

    основной темой данного стихотворения переживание,бывшая любовь смычка и струн,которые они очень тяжело переносят.Поэтому и название такое : "Смычок и струны".Она главные герои данного произведения.На протяжении всего стихотворения настроение - печальное и грустное,нету восторженный фраз счастья.

    Слова "боль","Расстанемся","Тяжелый","унылых" создают состояние грусти,тоски.Автор

    всего два раза использует восклицательные знаки для того чтобы показать не восторг,а для того,чтобы показать всю горечь происходящего.

        Автор в лице музыканта сочувствует им,пытаетмя как-то помочь им,но у него ничего не получается.Возможно,он пытается соединить их...

    Смысловая связь между звеньями прерывается,создано особое эмоциональное напряжение.

    Анненский поэт большой психологиеской силы и тонкости.

    В своём стихотворении он человек представлен вроли судьбы или бога, а смычок и скрипка-обычные люди.