Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Сочинения на тему Моя страна

  1. Что значит для меня родина
  2. Недавняя история страны
  3. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку
  4. Россия и Америка. 200 лет знакомства. Гуманизм
  5. Я и моя страна
  6. Россия - великая страна
  7. Моя страна
  8. Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может
  9. Мой взгляд на мою страну и мир
  10. Мой взгляд на мою страну
  11. Новый Казахстан в новом мире
  12. Вся страна – родительский дом

 

Что значит для меня родина

В разные времена, в разные эпохи развития культуры понятие «родина» воспринималось по-разному, наполнялось разным содержанием. С одной стороны, родина — это страна, государство, в котором довелось родиться. С другой стороны, у каждого человека есть место, где он родился, родной дом, семья — так называемая «малая родина», основа личностного мира. Попробуем проследить, как соотносятся эти понятия в разные эпохи.

Если говорить о Киевской Руси, то понятие «родина» в широком смысле этого слова там не было распространено, поскольку Киевская Русь не была централизованным государством, и люди ассоциировали себя не со страной, а с местом, где жили. В «Слове о полку Игореве» ясно показано, к чему это приводит: оплакивая разбитое войско Игоря, автор «Слова...» недвусмысленно говорит о том, что виной всему междоусобие «князей» И Игорь, идя в поход, хочет воевать за всю Русь и так прощается с ней: «О Русь! Уже за шеломенем еси!» И желаемое всеми следствие поражения Игоря — объединение князей в единое сильное государство.

Что же касается времен казацкой державы Богдана Хмельницкого, то именно к этому времени можно отнести формирование у украинцев самой по себе идеи родины. Ведь война 1648—1654 годов велась не столько за устранение религиозного, политического, экономического гнета, сколько за установление своего государства, именно потому она называлась и называется Национально-освободительной. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что Б. Хмельницкий дал украинцам территорию, а Т. Шевченко научил их говорить.

Что же касается периодов, когда украинская территория входила в состав других государств, то на мой взгляд, здесь неуместно говорить о понятии «родина» ни в политическом, ни в личностном смысле. Ведь в это время люди не могли общаться на своем родном языке, изучать свою историю. Именно об этом периоде самый известный и выдающийся режиссер А. Довженко писал: «Украинцы — это единственная нация, которая не знает своей истории».

В русской классической литературе эти два понятия — «большая» и «малая» родина — неразрывно слиты. Писатели-классики стремятся увидеть родную страну как единое целое, со всеми ее болями, проблемами и непредсказуемыми перспективами. Наиболее яркий пример в этом отношении — Н. В. Гоголь. В одиннадцатой главе поэмы «Мертвые души» он пишет: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный на куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

И в русской поэзии серебряного века продолжаются традиции классики. Например, у С. Есенина воспевание природы родной Рязанщины, ощущение родства с родными полями и лесами перерастает в огромную поэму любви ко всей России.

О Русь — малиновое поле

И синь, — упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В поэзии М. Цветаевой Россия предстает как национальная стихия бунтарства, непокорства, своеволия:

Нетоптаный путь,

Непутевый огонь.

Непутевый огонь. —

О Родина —Русь,

Неподкованный конь!

Уже в эмиграции М. Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. У кого она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

В наше время, по-моему, очень важна эта цветаевская мысль. Когда нет единства ни внутри государства, ни между людьми, очень важно найти опору внутри себя и там же обрести свою родину. Родина для меня — это память о трагической истории моей страны и знание о тех проблемах, которые возникают в ней сейчас. Родина для меня — это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, родина — это мой родной город, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди. Родина — это друзья и знаковые, моя семья. Родина — это память сердца обо всем, что было и со мной, и с моим народом.

 

Недавняя история страны

В последние годы увидели свет произведения, долгое время находившиеся под запретом или не публиковавшиеся и воссоздающие картину духовной жизни советского общества в тридцатые и сороковые годы. Эти книги написаны с подлинной творческой свободой, большей частью без ориентации на немедленную публикацию. Обращение писателей к такому сложному и противоречивому периоду в истории советского общества, как тридцатые-сороковые годы, продиктовано стремлением раскрыть корни тех явлений, которые привели к политическим искажениям и к преступлениям против народа. Поток публикаций, вызвавший настоящий книжно-журнальный бум в конце восьмидесятых годов, можно условно разделить на ряд проблем. Здесь и тема сталинских репрессий, и новый взгляд на коллективизацию, и проблема переселения народов и связанных с ним национальных трагедий, и осмысление судьбы науки, втиснутой в жесткие идеологические рамки. Каждая из этих проблем по-разному освещается различными писателями.

В современной литературе вновь и вновь возникает тема коллективизации. Внимание писателей приковывают к себе события, связанные с так называемым «великим переломом». Казалось бы, это время ярко запечатлено в ряде произведений, написанных по горячим следам событий, и прежде всего в «Поднятой целине» М. Шолохова. Однако события далеких лет представляются сейчас уже в другом свете и могут быть осмыслены заново. К этому есть достаточно оснований.

Политическое прожектерство и волюнтаризм привели к удару по середнякам и подрыву сельского хозяйства, к явлениям, имевшим губительные последствия для судеб крестьян. Это раскрыто в таких произведениях шестидесятых годов, как «На Иртыше» С. Залыгина, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова, «Кон чина» В. Тендрякова и др. Среди современных произведений наиболее яркими оказались романы «Мужики и бабы» Б. Можаева и «Кануны» В. Белова.

Роман Бориса Можаева раскрывает широкую картину жизни села в конце двадцатых и в первой половине тридцатых годов. В романе сталкиваются, с одной стороны, политические авантюристы, карьеристы, самоуправцы, действующие в нарушение каких бы то ни было законов, способные только командовать крестьянами, с другой — крестьяне-середняки, сопротивляющиеся самоуправству, разорению их хозяйства. На них обрушивается многое: «твердые задания» по сдаче хлеба, индивидуальное обложение по первому и второму кругу, конфискация и распродажа имущества, выселение середняков из домов и отправка на поселение, превращение церкви в ссыпной пункт и прочее. Ломается уклад сельской жизни с ее давними традициями, устойчивый мир связей и отношений, издавна существовавший в крестьянской общине, нагнетается атмосфера вражды между односельчанами. В конечном счете все это приводит к взрыву негодования, к кровавым столкновениям и жертвам. Драматизм борьбы, накал ее таков, что перед нами народная трагедия.

А. Рыбаков в романе «Дети Арбата» сосредоточил внимание на одном из самых острых моментов в политической жизни страны — на событиях 1932-1934 годов.

В романе убедительно доказано, что там, где власть в руках бюрократов, где цифры, бумажки и циркуляры выдвинуты на первый план, а живой человек отодвинут на второй,- люди перестают жить нормально, потому что происходит самое страшное — обесценивание человеческой жизни. Обстановка превратила человека в слепого исполнителя, не рассуждающего_ безынициативного. Зачем думать, если за всех думает и решает Сталин? А. Рыбаков постоянно подчеркивает сущность Сталина, он видит в нем жестокого, влюбленного в себя и в свою власть правителя, не допускающего, чтобы люди имели свое мнение. Сталин, каким он изображен в романе, вполне оправдывает свои характеристики «великий и гениальный». Это был действительно великий талант разделять и властвовать. Сталин создал в стране свой режим, подавляющий в человеке все человеческое.

Этому режиму противостоят лучшие представители молодого поколения, сформировавшегося в тридцатые годы. Самым ярким, значительным примером мужественного противостояния обесцениванию личности служит жизнь Саши Панкратова. Сашу не сломить, не заставить отступить от нравственных принципов его жизни, которые утверждают право человека на свободу поступков и возможность защищать свои поступки, доказывать, что ты поступил правильно. Саша обладает силой воли, способен постоять за себя и неизменно идет до конца за правду и честь. Да. вера в страну, святая любовь к Родине, подлинная честность — вот определяющие черты молодого поколения той эпохи. Несмотря ни на что, большая часть молодежи не утратила чувства собственного достоинства. Роман А. Рыбакова «Дети Арбата» важен и нужен сегодня потому, что в нем наша история, и какова бы она ни была, мы обязаны ее знать и принять. «Дети Арбата» — пример беззаветной любви к Родине, веры в положительный идеал.

Роман А. Рыбакова — талантливое свидетельство прошедшей эпохи и глубокое осмысление современности, в которой не должны повториться трагические ошибки прошлого, так дорого стоившие нашему народу.

Герои незаконченного романа Юрия Трифонова «Исчезновение» — государственные и партийные деятели. Они живут в огромном «доме на набережной», из которого по ночам увозят — их товарищей, а оставшиеся пытаются понять: в чем дело, за что, почему? Глубоко трагично для них сознавать, что ни логики, ни элементарной справедливости во всем этом нет и быть не может.

Среди книг об этом периоде роман А. Бека «Новое назначение» оказывается своеобразным хронологическим продолжением книги Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Здесь показывается, как функционирует та административная система управления страной, которая складывалась с начала тридцатых годов, а затем укоренялась на протяжении ряда последующих десятилетий. Анализ поведения и судьбы главного героя, Онисимова, дает возможность понять, каким образом этот незаурядный человек, крупный деятель партии и государства, закаленный в борьбе за советскую власть, с течением времени превращается в преданнейшего и беспрекословного исполнителя воли вождя, отказавшегося от собственных взглядов, от самого себя. Вместе с тем раскрывается кризис не только личности героя, но и самой системы, которой он так ревностно служит.

Наука в общественной атмосфере 30-40-х годов оказалась в тисках однозначных решений, когда одни идеи подавлялись другими. Так, генетика, как и кибернетика, была объявлена буржуазно-идеалистической наукой. В романе В. Дудинцева «Белые одежды» воспроизведена картина гонений и преследований, которым в течение ряда лет подвергались ученые («вейсманисты-морганисты»). Но в этом произведении поставлены и социальные проблемы, имеющие первостепенное значение для нашего времени. Речь идет о гражданской позиции ученого, о научной этике, о мужестве, необходимом в борьбе за утверждение истины в науке. Прошлое предупреждает нас сегодня, и в этом главный смысл романа В. Дудинцева.

Упомянутые произведения показывают, насколько широка проблематика книг, ставших достоянием нашей литературы в последние годы. Они серьезно изменили палитру литературной жизни страны и, можно сказать, начали собой новый период в развитии литературы — период художественной правды, свободной от идеологических запретов.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

П.А.Вяземккий

Моя родина-Азербайджан.Я горжусь её природой, людьми, историрей, но больше всего я горжусь его красивым певучим языком.Язык призван объеденять людей.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.В этой связи представляются актуальными мысли К.Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Язык, призванный и способный объединять людей, становится преградой для сближения, когда у каждого он только свой. Как важно сегодня, в период острых национальных проблем, наших размышлений о языковой политике, решений вопросов о государственном языке, о языке межнационального общения вдуматься в ситуации, показанные нам В. Г. Короленко, вчитаться в его провидческие слова!

Язык впитал в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д.Ушинского о том, что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными. Поэту П.А.Вяземскому принадлежат строчки, которые образно и емко формулируют сказанное:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

Коверкать свой родной язык также немыслимо, как отдать свою родину на растерзание врагам. Сегодня, когда 20%  нашей территории оккупировано армянами, особенно важно объединиться и восстать против общего врага. Этому объединению способствует наш родной язык. Ведь язык впитал в себя всё самое лучшее в народе. И потерять его-равносильно смерти. Вся культура народа отражена в языке. На этом языке писали и творили такие великие

писатели и поэты как: Низами, Физули, Насими, Вагиф, Вургун, Мушвиг, Г.Джавид, Д.Джабарлы и др. Читая их произведения, начинаешь ещё больше любить свой язык и уважать. Меткий и образный азербайджанский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разум и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Лихачева о взаимосвязи языка и личности: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер -

прислушаться к тому, как он говорит… Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает».

Язык и нравственность в человеке неотделимы. Утрата, отсутствие одного неизменно влечет за собой трагическую потерю и второго.

 

Россия и Америка. 200 лет знакомства. Гуманизм

Нельзя жить в мире и быть свободным от него. Отношения между государствами должны строиться на принципах взаимопонимания, сотрудничества, гуманизма. Именно такие отношения помогают развиваться и конкретной стране, и миру в целом. Одним из способов спасения человечества от безнравственности, бездуховности был и остаётся гуманизм, как высшая ценность для каждого из нас, способная объединить всех людей и сохранить жизнь на земле! В этом смысле интересен и весом опыт каждой страны.

Соединённые Штаты Америки – сравнительно молодое, свободное от рабства государство, возникшее в результате войны за независимость в Северной Америке в период с тысяча семьсот семьдесят пятого по тысяча семьсот восемьдесят третий год. Начало российско-американских дипломатических отношений было положено ещё в тысяча восемьсот седьмом году. Сложные отношения этих двух противоборствующих, конкурирующих государств определяли мировое положение на протяжении второй половины двадцатого века.

Российская империя стала одним из первых государств, которое признало и оказывало поддержку Северо-Американским Соединенным Штатам. Как любое только начинающее свой путь государство, США должны были развивать экономические связи, индустрию, сельское хозяйство, внешнюю и внутреннюю торговлю, международную политику. С самого начала Соединённые Штаты вели активную, полномасштабную деятельность за сохранность и целостность своих территорий. Ярким тому подтверждением является ситуация, в которой отношения США и России в девятнадцатом веке сводились в основном к вопросам, связанным с территориями на Аляске и некоторыми другими владениями России.

В отношениях между США и постреволюционным правительством возникали некоторые недопонимания. Лишь, в тысяча девятьсот тридцать пятом году установились дипломатические отношения между СССР и Соединенными Штатами Америки.

Во время Второй Мировой войны США оказывали нам помощь, являясь союзнической армией в борьбе против фашизма. Однако после окончания войны и установления в государствах Восточной Европы советского коммунистического режима отношения России и США резко испортились. США опасались распространения советского влияния дальше на запад. Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы советско-американских дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооруженными конфликтами по всему миру.

Сложная внутренняя обстановка в Советском Союзе привела к распаду государства в декабре тысяча девятьсот девяносто первого года. Эту дату принято считать началом новых отношений между Востоком и Западом.

Америку и Россию объединяют более глубинные факторы, чем те, что провоцируют разногласия. Это и решимость в противостоянии исламскому террору, и стратегическая заинтересованность в развитии энергодиалога, и стремление сохранить стратегическую стабильность в мире, и уважение норм и правил демократического порядка, и высшие гуманистические идеалы, и многие другие моральные ценности, которые являются общими и для русского, и для американского народа.

Злободневной проблемой современного общества, тесно связывающей между собой два великих государства Россию и Америку, является международный, используемый против сотен тысяч мирных жителей Земли терроризм. Все мы прекрасно понимаем, что террором невозможно решить никакие проблемы. Само понятие терроризма противоестественно, антигуманно, бесчеловечно. В результате террористических действий религиозных экстремистских групп подвергаются опасности жизни людей, совершенно далёких от каких бы то ни было политических интриг, грязных игр, не имеющих никакого отношения к политическому курсу страны, в которой они живут. Заложниками многих терактов являются, как правило, простые граждане, случайно оказавшиеся в чьей-то западне. И по сей день мы, жители России, оказываем моральную поддержку американскому народу в бессмысленной трагедии одиннадцатого сентября две тысячи первого года, унёсшей десятки тысяч жизней простых американцев. Я уверен, что Америка также сопереживает российской трагедии в Беслане. Нет оправдания жестокости, варварству и бесчеловечности действиям экстремистов.

В мировой истории человечества идеи гуманизма выполняли особую роль. Они помогали человеку в борьбе за достойную жизнь, вселяли надежду на будущее, влекли к новым вершинам развития. В последние годы внимание к гуманизму и гуманности как к неисчерпаемым источникам воспитания и развития человека проявляется особенно ярко в обществе в целом, и в социально-культурной сфере в частности. Это стало особенно заметно в связи с процессами, происходящими во всём мире. Постоянно растущие материальные потребности человека, желания «иметь больше» иногда приводят к духовному банкротству, человек становится беднее, черствее, отчуждённое, другими словами, бесчеловечнее, антигуманное.

Думаю, что обращения к теме гуманизма есть верный способ решения многих проблем. Можно уйти от конфликтов на основе уникальности гуманистических ценностей. В современном мире наиболее ярко выражена угроза терроризма, которая порождает, прежде всего, социальный кризис, негативные настроения, религиозную и национальную рознь. Терроризм — это насилие в отношении мирного населения, предпринимаемое для достижения политических целей. Это такое же варварство, какими были в прошлом людоедство и приношение в жертву людей. К терроризму не должно быть терпимости. И действуя вместе, мы можем положить ему конец.

Только гуманизм, рациональная и грамотная политика наших и других экономически развитых стран, сумеет достичь положительных результатов в неоправданной, жестокой и бессмысленной войне, и, в конечном счёте, искоренить терроризм или хотя бы прекратить его бурное и непредсказуемое развитие.

"Я и моя страна"!

Голос, голос, голос...

Мой голос едва слышен, может быть потому, что он тихий, а, может быть потому, что взрослые считают меня ребенком.

Но, не смотря на это, мой голос передает все отзвуки моей души. Многие взрослые очень быстро забывают, как в четырнадцать лет разрывалась их душа от желания перевернуть мир. Это свойственно молодым людям. Именно поэтому мне важно, чтобы мой голос был услышан. Возможно, кто-то скажет, что я — Ной, который пытается построить ковчег для животных, чтобы спасти их. Может быть, это и так. Возможно, я буду спасать животных от людей, может быть, людей т их неразумной деятельности. Ведь люди так умны и так неразумны. Но ведь кто-то должен нас спасти?

Мой голос сегодня очень тихий и кроткий. И мне, сегодняшнему, маленькому человеку, очень не хочется, чтобы, пускай, мои праправнуки были вынуждены покинуть нашу зеленую планету, чтобы сохранить род человеческий. Сегодняшние писатели — фантасты, которые непременно обладают даром предвидения, предвещают нам такой конец. Голос, голос, голос...

Он такой тихий, но я прошу услышать его. Ведь никто иные, как вы, взрослые, должны принять его. Ведь только в ваших силах сохранить наш маленький шарик, под названием — Земля.

И быть может, кто — то из ваших внуков, ставши седым старцем, закинет невод в обычную речку, поймает золотую рыбку. И подаст она ему — голос.

Голос, голос, голос…

 

Россия - великая страна

Россия — великая страна. Сотни лет она сражалась за свою независимость, за то, что бы доказать свой высокий статус на мировой арене. Россия развивалась, делала семимильные шаги в области образования, науки, техники, медицины и других составляющих жизни общества. Каждый человек, стоявший когда-либо во главе нашего государства, даже если и не продолжительное время, всегда делал многое для своего народа, вносил особый вклад в историю нашего отечества. Но многие скажут: «Ведь не все главы нашего государства оставили положительные итоги своего правления». Но в ответ на это утверждение можно сказать, что какие бы последствия не оставались после ухода того или иного политического лидера, они все равно давали определённый толчок к переменам и направляли Россию по определённому пути развития.

За каждым гражданином Российской Федерации закреплены конституционные права: право избирать, и право быть избранным. Но может ли человек, не интересующийся, и не знающий политическую ситуацию в собственной стране, избирать, и тем более быть избранным? Долгие годы наши предки боролись за то, что бы в России был строй, хотя бы похожий на демократию. И вот мы — их потомки, наконец живём в свободном обществе, в демократическом обществе. Однако всё больше и больше молодых людей не находят нужным ходить на выборы, полагая, что их голос не имеет никакого значения, и не повлияет на итоги избирательной компании. Это говорит либо о политической пассивности, неграмотности, неосведомлённости.

В скором будущем в России состоятся выборы Президента Российской Федерации. Это важная дата в истории нашего государства. По какому пути развития пойдёт наша страна, какова будет жизнь народа, то есть наша жизнь, всё это зависит от того, кто придёт сейчас к власти. А это, в свою очередь зависит от нас, от граждан России. Поэтому нужно ответственно относиться к выбору кандидата, за которого вы бы хотели отдать свой голос. Ведь 2 марта будет избираться глава, первый человек нашего государства.

Лично мне бы хотелось видеть нашу страну в качестве первой мировой державы, в качестве богатейшего, самого развитого государства. Однако мы можем заметить, что последние восемь лет Россия начинает возвращать свои позиции в мире. За последние восемь лет наша страна вошла в семёрку крупнейших экономик мира, обогнав Италию и Францию, ВВП возрос на 70 %, были повышены зарплаты военнослужащих и других социальных групп. Я надеюсь, что следующий президент России будет продолжать курс, заданный Владимиром Владимировичем Путиным.

Мы — молодое поколение, и нам жить в стране, в которой мы родились или выросли. Нам не должно быть безразлично её будущее. Россия — это наш большой дом, который нужно сделать лучше, богаче и развитей.

 

Моя страна

Мне очень нравится определение понятия «материя» из учебника физики: «Материя – понятие, состояние пространства, вещество, которое существует независимо от нашего знания о нем». То же самое можно сказать о нашей стране. Она существует независимо от того, хотят другие нации и отдельные люди ее признавать или нет.

 

Мы постоянно проникаемся соседством с Россией: там же такие просторы! Богатства! Нефть! Там же такие глубокие традиции! Мировая известность и авторитет! Научные достижения! Признанная миром литература, балет, музеи! А что у нас? «Машут двухцветным флагом, учат языки, и гордятся этим деревенщиной Шевченко!

Я лично согласен с тем, что считать Шевченко всемирно известным поэтом рановато. А может, это ему и не надо? Много нерусских читают Пушкина в переводе? Может, Шевченко слишком «национальный», чтобы быть понятным другим народам? Да и вообще, много художников из других литератур имеют стабильный успех за рубежом? Не очень много, прямо скажем. Главные «поставщики» этих писателей – Великобритания, Германия, США, Франция. Гораздо меньше их происходит из Испании, Италии, восточных стран.

Взять ту же Россию: кого из ее писателей постоянно читают, экранизируют, ставят в театрах нерусские за рубежом? Толстого, Достоевского, Чехова, Набокова (который писал на английском) намного меньше – Тургенева, Лескова, Бердяева. Да и кто из российского «канона» является чистым русским? Француз Лермонтов, эфиоп Пушкин, грузин Маяковский или еврей Бродский? Большинство художников и мыслителей России потерпели глубокого влияния украинской культуры, психологии, природы. Булгаков, Бердяев, Цветаева долгое время жили в Киеве. Сковорода, уже даже Москвой признается украинским философом, был одним из самых влиятельных учителей Толстого. Достаточно лишь беглого прочтения Гоголя, чтобы определить суржик, украинскую тематику, мышление, юмор, цитаты из народных песен и дум.

Не менее влияния нашей культуры испытали и соседние страны: «польские» философ Ореховский и поэт Богдан-Игорь Антоныч, француз Оноре де Бальзак, немец Райнер-Мария Рильке, еврей Шолом-Алейхем и еврейская цивилизация как таковая (еврейские народные танки происходят от гуцульских хороводов), и, наконец, «русские»: педагоги Сухомлинский и Макаренко, физики Капица и Патон или литературная и театральная богема Москвы и Санкт-Петербурга, которая автоматически пополнялась лучшими силами русских колоний, и в первую очередь Украины.

Если мы уже говорим о прошлом, то этот список можно было бы продолжить: хотя этот вопрос и сложный, но «колыбелью трех славянских народов» была не Московская или какая-то там, а Киевская Русь. До Петра I вся московская элита была неграмотной (!). В то время как в Украине казацкая старшина учила своих детей в европейских университетах, а грамотность была поголовной. «Возрождение» русской культуры XVIII века произошло на 90% переносом киевской элиты в Москву и Петербург. На фоне Мазепы, который свободно владел несколькими европейскими языками, Петр I с его голландскими судоверфями (по-современному, ПТУ) не имел никаких преимуществ.

Поэтому не надо слушать сторонников России. Мы – отнюдь не вторичная нация, и не надо считать украинцев чем-то второстепенным, низшим сортом. С другой стороны, несмотря на все недостатки и слабость политической власти, мы единственная страна СНГ, где с 1989 года не было войны. Мы имеем много гражданских прав, которых нет в соседних странах (альтернативная военная служба, например). Мы отдали свой атомный потенциал, и хотя это не получило должной мировой оценки, этот жест доброй воли должен вызывать наше уважение к правительству. Нам нужно равновесие между развитием своего и интеграцией в мировую общественность, а также упорный труд над улучшением жизни. Думаю, это был бы огромный шаг вперед, если бы министерство образования утвердило вторым государственным языком английский. Это избавило бы нас от необходимости знакомиться с мировой мыслью через посредство русских переводов, а также присоединило бы больше людей к огромным ресурсам Интернета. Мы также должны поднять на должный уровень наше образование и культуру труда.

Я с оптимизмом смотрю в будущее. Моя страна еще скажет свое слово. Моему поколению пора действовать!

Национальный характер – это «дух» народа, глубокие его проявления, которые объединяют людей отдельной нации. Он возникает исторически, вследствие определенных этапов, которые проходит отдельная масса людей, и влияний, которые она испытывает.Главные причины формирования национального характера, или ментальности, географическое положение страны, исторические обстоятельства, общественные условия, культура и собственно особенности психологии этого народа. Наиболее яркими представителями отечественного мировидения, по мнению ученых, были Г. Сковорода, Т. Шевченко и Н. Гоголь. Именно в их творчестве мы найдем глубокое его понимание.

 

Украина расположена на плодородной земле, поэтому каждая украинская семья могла полностью обеспечить себя и селиться отдельно. От земли зависела человеческая судьба, поэтому связь с землей усиливалась как залог счастья. Украинец понимал землю как святую мать, из которой создан человек, она освящена кровью предков и защитников. Для нации земледельцев земля была кормилицей. Бить ее без надобности считалось таким же страшным грехом, как бить мать. Торжественные клятвой считалось съедание комочка земли – форма причастия к самому кладу. Радуясь работе на земле, украинец стремился близости к природе, большему общению с людьми. Большие пространства его земли воспитывали в нем поклонение жизни, солнцу, земле. Имея природу как основной путь познания Бога, человек отождествлял ее с Творцом. Такой бог объединял небо и землю, а значит и Вселенную, с народом и с отдельным человеком.

Украинец – индивидуалист. Более всего он ценил свободу отдельного человека, и прежде всего свободу самого себя. Поэтому не основывал городов и вообще ценил равенство и демократию до крайностей: стихийности (выборы в Запорожской Сечи) и анархии, даже узкого эгоизма.

Внешняя политика Украины длительное время сводилась к выбору «с кем быть: с Турцией, Литвой, Россией, Австро-Венгрией или Польшей».

Внешняя политика Украины длительное время сводилась к выбору «с кем быть: с Турцией, Литвой, Россией, Австро-Венгрией или Польшей». Жизнь среди прекрасной природы и постоянная угроза все это потерять воспитывали любовь к жизни, напряженность ее каждого момента (как говорили казаки, призывая к восстанию: «смерти все равно не избежать, то какая разница, от чего умирать – от старости или сабли…»).

Очевидно, что семья – главная общественная единица украинцев. Правители менялись каждый день, сегодняшняя власть карает на горло сторонников вчерашнего, и украинцы охотно делили весь мир на «своих» и «чужих» В политике от меня все равно не зависит ничего, а в хозяйстве я все делаю сам. Интересно, что идеалом земледельцев был не отец-охотник и воин, а мать-берегиня, поэтому именно мать была центром многих семей.

Индивидуалист-украинец и взаимоотношения с окружающими тоже налаживал лично. Об этом говорит казацкое братство. Я отвечаю за себя, семью и за друга, но не более.

 

Украинец воспринимал мир не умом, а сердцем. Чувство, интуиция для него важнее доказательства. Он не обдумывает, а переживает жизнь, поэтому в украинских песнях столько лиризма, нежности, печали. Стремясь к собственному счастью, украинцы создают прекрасные образцы любовной лирики. На примере фольклора мы видим, что, в отличие от большинства государств, любовь была едва ли не главным фактором при выборе спутника жизни.

Какой же вывод сделаем мы, исследовав наш национальный характер? Во-первых, особый харатер украинцев – реальность. Он отличается от характеров всех соседних народов. Во-вторых, наш характер – не лучше и не хуже других. Он просто существует и имеет свои недостатки и преимущества. Знать его, исследовать, уважать и работать над усилением сильных качеств и преодолением недостатков – вот дело, достойное современного украинца.

 

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может

Каждый из нас неразрывно связан с той страной, где он живет, — радуется, грустит, постепенно взрослеет, находит и теряет любовь. Я считаю, что если человек не любит или, по крайней мере, не уважает свою страну, то ему достаточно сложно найти себе какое-то место в ней.

Мыслями о судьбах России переполнены любимые герои Л. Толстого — Пьер Безухов, Андрей Болконский. Князь Андрей, мечтая о «своем Тулоне», думает о том, чтобы послужить России. Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», становится «человеком самоломанным», потому что считает: России нужны не громкие фразы и романтические мечтания, а практическая деятельность. Русской классической литературой нам завещано неравнодушие к судьбам родной страны, стремление что-то сделать для того, чтобы жизнь стала лучше.

Конечно, советская идеология дискредитировала само понятие любви к родной стране. Оно культивировалось так навязчиво, им оправдывались такие неблаговидные поступки, что из него постепенно выветрился какой-либо рациональный смысл. Люди стали воспринимать патриотизм не как установку к действию, а как установку к демонстрации. Русская проза 60—70-х годов убедительно показывает, что под лозунгом патриотизма совершается неправедное «покорение природы», осквернение окружающей среды, о том, к чему приводит такой «патриотизм», проникновенно пишет В. Распутин в повести «Пожар»: «Сиротинки мы: с землей-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре… И стоять не на чем, и прислониться не к чему...».

Большой ущерб самому чувству любви к родине нанесло долговременное его извращение. И сейчас мы скорее удивляемся, чем восхищаемся, когда видим, как известный футболист Андрей Шевченко при исполнении гимна Украины кладет руку на сердце.

Но все-таки, если вдуматься в смысл самого понятия, — что же такое любовь к своей стране? Что, собственно, мы любим или не любим?

Прежде всего, страна — определенная территория, а также растения, животные, живущие на ней. Может ли человек не любить родную природу? Русская литература убедительно показывает: нет, не может. Поэтическими описаниями природы наполнены романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого. Много проникновенных строк посвящали природе поэты XX века — С. Есенин, Б. Пастернак, А. Ахматова. Природа для человека — не просто среда обитания, но «первооснова жизни», напоминание о бесконечности бытия.

Еще страна — это люди, которые в ней живут, народ. И это, пожалуй, самое главное. Ведь если человек не любит людей, которые находятся рядом с ним, то он не любит и не уважает самого себя и, естественно, обречен на полное одиночество. Если же человек не участвует в общей жизни, то его собственная жизнь теряет смысл. Со всей убедительностью это показано в романе «Война и мир» Л. Толстого. Любимые герои этого писателя напряженно ищут выход из замкнутого личного мира к широкому миру народной жизни. Пьер Безухов на Бородинском поле понимает, что именно «они», солдаты, живут подлинной жизнью: «Простота есть покорность Богу, от Него не уйдешь.

И они просты. Они не говорят, но делают». О единении с народной правдой говорит ему во сне таинственный голос: «Сопрягать надо, сопрягать...».

Кроме того, в понятие «страна», безусловно, включается родной язык. Конечно, язык (и не только родной) необходимо, прежде всего, знать, а уже потом возникает любовь и осознание его возможностей. Каждый из нас, конечно же, помнит тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Действительно, язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.

Итак, любовь к родной стране — это любовь к родной природе, к родному языку, к людям, которые нас окружают. Все это — самое главное в каждой личности, ее стержень, без которого она становится несамостоятельной, нестойкой. Тот, кто не любит свою страну, не найдет достойного места в мире.

 

Мой взгляд на мою страну и мир

Я родилась и живу в Черниговке вот уже 14 лет. Именно моя семья, моя бабушка, мама и тётя объяснили мне, что такое Родина.

«Есть у человека мама, — говорила бабушка, — а ещё есть Родина – это вторая мама». Она считает, что любовь к Родине сильнее смерти, поэтому нужно дорожить тем, что имеешь. Предки наши говорили: «Пока ты на коне, познай мир». И это замечательно! Пока полон сил и энергии, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов. Но, тем не менее, где бы ты ни был, родная земля остаётся одной – единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни. А мы имеем всё: и бескрайние степи, и леса, и горы, и поля, на которых растёт пшеница. Ранней весной поля светло-коричневые, потом они зеленеют, и к небу начинают тянуться первые ростки пшеницы.

С каждым днём всё выше и выше, и наступает момент, когда сердце наполняется радостью от спелой пшеницы и ячменя, шептания и пляски нежных-нежных, пушистых, тёплых колосков. Колышется, волнуется поле, и ждёт свою жатву натруженная земля. Всему начало тут и борозда.

Я однажды с папой поехала в поле, когда убирали урожай. До чего же красиво золотое поле, я не могла отвести глаз от этой картины, а до чего счастливы и прекрасны труженики полей, хотя в грязной одежде и с чёрными руками. Я любовалась, как одна за другой тележки с зерном отправлялись на ток, на их место возвращались пустые. Весёлые комбайнёры, перевыполняя планы, приветствовали друг друга зажигательной улыбкой и пожатием руки. Вот где наше счастье, наше богатство, наша Родина! Тогда я подумала: «И как же наши односельчане могли оставить всё это богатство – землю, Родину, то есть такое прекрасное село и уехать, чтобы искать другую Родину, а потом ежедневно ронять слезы о своём насиженном любимом местечке.» Нет, лучше моей Родины никому не найти. Казахстан – это мой мир, моя жизнь, моя душа и моё счастье.

Чего только не пережила наша страна? Великое переселение народов в годы репрессий, в годы Великой Отечественной войны. С запада, востока и севера шли эшелоны в Казахстан. А в эшелонах были люди, которых сорвали с насиженных мест, разорив отчие дома. С ними были маленькие дети. Всех выгрузили в степи, под открытым небом. В моей стране много таких точек, кровоточащих по сей день. Казахстан всех принял, приютил, обогрел. Он всех объединил, невзирая на цвет кожи и разрез глаз. Он стал второй Родиной для многих народов, обиженных и отвергнутых. В суровые военные годы Казахстан был надежным тылом для фронта. В домнах и плавильных печах ковалась победа. Многие дома гостеприимных казахов распахивали двери тысячам эвакуированных.

В год, когда партия призвала молодежь на поднятие целинных земель, со всех концов света юноши и девушки ехали в Казахстан. Именно с этого года началась славная трудовая эпопея целинного Казахстана.

Моя Родина, выдававшая по миллиарду пудов зерна, действительно стала кормилицей-матушкой для тех, кто вспахал, засеял нетронутые залежные земли.

А трудились на ней рядышком – и русский, и казах, и украинец, и белорус, и мордвин. Я поняла: для всех, кто родился и живёт в Казахстане, тот хлебный край, богатый цветными металлами, углём, нефтью, но главное народами и народностями, и есть Родина, которая начинается с независимости. Пришедшая независимость наполнена кровью и потом не одного поколения.

Роман «Одинокая юрта» иллюстрирует нам ещё одну страницу истории Казахстана – коллективизацию. Она принесла голод, а значит и смерть в казахскую степь. Читая роман «Школа жизни», мы узнаём, что казах должен знать предков до седьмого колена. Это очень важно. Мы должны помнить историю своей Родины. Так как духовное начало народа делает сильным государство. В человеческой памяти навсегда останутся декабрьские дни 1986 года. В этот день молодежь от имени народа заявила о своём несогласии с существующим строем. Эти события стали началом независимого государства, поворотом в судьбе народа. Независимость, провозглашённая в декабре 1991 года, досталась не сразу. Она готовилась веками. Главное, что мы, люди разных национальностей, прожили эти 15 лет в мире и согласии. Я считаю, что это главная наша победа. Мы дети разных народов, но вскормлены одной матерью.

А независимости нашей Родины – всего 15 лет. В нашей стране живут особенные люди. Разные традиции, цвет кожи, непохожие песни и танцы. Но приглядитесь на нас – и вы убедитесь: мы – не чужие. Мы научились общаться на языке дружбы. Вслушиваюсь в яркую казахскую речь. Она претворяет в звук необъятной степи поля, леса, хлебные золотые нивы.

Мы раньше других поняли простую истину: нет плохих народов, есть плохие и хорошие люди. За эти годы многого достигли, сумели мы: национальную создали армию, валюту собственную, что называется тенге. Мы в экономике достигли процветанья, мой Казахстан вошёл в ООН, а главное – закрыли ядерный испытательный полигон. В мирном пространстве уровень государства оценивают и по тому, сколько талантливых выдающихся людей даёт страна. Ведь без духовности не может быть государства.

Нынешнее состояние культуры, искусства, спорта – на зависть многим странам. Сколько казахстанцев стало известно миру! Президент нашего государства – политик. Музыканты: А. Мусаходжаева, А. Курмангалиев, Ж. Аубакирова, спортсмены, олимпийские чемпионы: Серик Конакбаев и многие другие. Это те, кто внёс личный вклад и кому предстоит превратить Казахстан в крупнейший научный и культурный центр.

Но к лучшему стремиться мы должны. И каждый из нас должен сделать, пусть маленькое, но от всей души, чтобы добиться могущества Казахстана среди мировых держав.

Именно Н.А. Назарбаев помог нашему государству стать многонациональным и процветающим. Благодаря Президенту Республики, мы свободны и независимы. Поэтому я горжусь своим прошлым, живу настоящим и верю в светлое будущее. Мне хочется ещё раз повторить слова Н. А. Назарбаева: «Человек без Родины существовать не может. Так любите же свою Родину».

Берегите её красоту!

Берегите её мир!

Берегите её жизнь!

Государственный визит Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан в канун 10-летнего юбилея был лучшим подарком для казахстанцев.

Я смотрела прямую трансляцию святой Мессы. Меня потрясла молитва, прозвучавшая на семи языках, и слова проповеди понтифика: «Из того города, из Казахстана, где в гармонии проживают люди разных национальностей и конфессий, настоятельно призываю всех христиан и верующих других конфессий, чтобы вместе строить мир».

Такая уж у нас удивительная страна – огромный Ноев ковчег, но живём вместе бок о бок.

Стараемся делать всё, чтобы государство быстрее встало на ноги, чтобы пришло благополучие и процветание. Это ещё раз доказывает значимость и авторитет Казахстана в мировом сообществе.

Мой взгляд на мою страну

Свободен, величав и первоздан,

Звезде подобный средь земель и стран,

Кюй счастья ты наигрываешь звонко,

Родной мой, лучезарный Казахстан!

С. Муканов

Моя страна – это бескрайние степи, высокие горы, многообразный животный мир, глубокие озера и многое другое. Всё перечесть чем богата моя страна, мой независимый Казахстан, нельзя, потому что в ней есть всё, чем мог гордиться каждый казахстанец.

Казахстан - это свободная страна, страна, в которой живет свободный, независимый народ. В Казахстане живут люди разных национальностей, разных религий, но все они живут дружно и уверенно смотрят в завтрашний день. Все казахстанцы чувствуют поддержку друг друга и верят в лучшие времена.

Я представляю свою страну прекрасным цветком, цветком единства, цветиком – семицветиком, где каждый лепесток — это народы Казахстана, живущие одним целым… Как каждый лепесток неповторим и прекрасен, имеет свою историю, свой язык, так прекрасно дополняют друг друга народы нашей страны. Центр этого волшебного цветка – наша столица Астана.

Астана – это современный город, символизирующий мощь и силу Казахстана.

В самом центре Казахстана

Вырастаешь, Астана.

Ты красива, молода,

Ты как новая звезда.

Астана, моя столица,

Несравненная жар-птица.

Расцветай и хорошей

Будь прекрасна, не старей.

Казахстан является местом, где находились поселения древнейших цивилизаций, здесь жили кочевые племена, храбрые наездники и умелые охотники. Казахстан -это Родина для всех казахстанцев, независимо какой он национальности.

Я верю, что Казахстан – это независимое государство с высокими темпами развития, одна из признанных мировых держав. Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органическое целое. Мы сделаем всё возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.

 

Новый Казахстан в новом мире

Всего десять лет назад в первом Послании народу было представлено видение будущего нашего общества – Стратегия развития страны до 2030 года. Мы были уверены, что, правильно определив наши цели, выбрав приоритетную стратегию, проявив терпение, сможем преодолеть любые препятствия. Мы не ошиблись. Казахстан завершил переходный период. А теперь перед народом стоят более трудные задачи: стать одним из конкурентоспособных, динамично развивающихся государств в мире.

Я иногда смотрю на необъятные степи, ощущаю, что душа хочет всё познать, заявить о себе как о достойном гражданине. И кажется, там за горизонтом, твоё будущее, будущее страны. Что нужно сделать, чтобы народ был счастлив, а государство богатым, как реализовать свои способности? Ответ нахожу в Послании Президента, вчитываясь в слова: «Наши дети станут высококвалифицированными рабочими и фермерами, инженерами, банкирами и деятелями искусств, учителями, врачами, владельцами заводов, биржевыми маклерами…»

Читая Послания, я понимаю, что страной руководит человек, которому не чужды чаяния, надежды граждан.

Один мудрец говорил: «Если Вы не знаете, куда идёте, то Вас может привести любая дорога, но, памятуя об этом, нужно перед собой видеть модель будущего и присматриваться, не сбиваемся ли мы с пути, опережаем события или отстаём»

В Библии сказано, что существует только одна дверь к спасению, а все другие ложны. Мы же, молодое поколение, должны быть уверены, что держим правильный путь. Так нас воодушевляет то, что Президент стремится нас направить на единственно верный путь, вывести Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Президент говорит, что нам нужна современная система образования, соответствующая экономической и общественной модернизации и о присуждении грантов школам с высокими показателями работы. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых масштабов, чтобы любая школа могла предоставить возможность обучаться иностранному языку на самом высоком уровне.

Такого рода новшества дают нам стимул к получению прочных знаний. Поэтому мы можем утверждать, что знания – это наша сила.

Мы более быстрыми темпами должны развивать нефтегазовую промышленность.

На первых порах нам нужно сосредоточиться на трудоёмких отраслях, которые перспективны с позиции их конкурентоспособности.

Это сельское хозяйство, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, туризм, жилищное строительство. Решая эти вопросы, мы решим и другие, а именно вопросы бедности и занятости.

Сегодня, обеспечив прочный фундамент экономики, мы уверенно вступаем в новый этап. Это позволит поставить дальнейшее развитие Казахстана на устойчивую перспективную экономическую, социальную, политическую и административную основу. И цель Президента — сделать жизнь казахстанцев благополучнее. Так в прошлом году был решен ряд социальных задач, которые улучшили качество жизни народа.

Увеличена стипендия, представлены гранты, подняты зарплаты бюджетникам, выплачиваются пособия малообеспеченным семьям.

Мы видим, что Назарбаев проводит большую работу по улучшению благосостояния народа.

Однако всякая реформа ничего не стоит, если человек не защищён. Проснувшись утром, человек должен знать, что его семья находится под защитой.

Глава государства говорит: «Сегодня у нас появилась возможность на улучшение социального обеспечения народа, и эту возможность мы реализуем».

На это государство потратило 108 миллиардов тенге.

Здесь хочется сказать, что наша формула проста. Я делаю всё в интересах государства, а оно в свою очередь защищает меня как личность.

Итак, цель второй реформы — добиться финансовой стабильности. Казахстан приступил к инвестиционному этапу реформы. В страну увеличился приток иностранного капитала. Назарбаев последовательно проводит курс на развитие предпринимательства, удельный вес людей, занятых малым предпринимательством, достиг 10% от общего числа работающих. Была принята новая Конституция. Решился вопрос о земле, о языках…

Мы достигли лидирующих позиций в экономике, конструктивных отношений с международными партнерами, но, чтобы Казахстан стал неотъемлемой частью мировых рынков, товаров, услуг, капитала, мы должны ещё очень многое сделать.

Так у нас, совсем рядом, построен комплекс «Биохим», не имеющий аналогов в странах содружества. Завод открыл новую страницу для Казахстана как поставщика биоэтанола на мировой рынок.

Вокруг завода задействованы сопутствующие производства. В этом и есть идея развития кластерной экономики.

За достижения в инновационном развитии агропромышленного комплекса товарищу Зенченко Г.И. был вручен золотой нагрудный знак «Барс» и благодарность главы государства, в которой говорилось: «Надеюсь, что в ближайшие 10 лет, когда Казахстан будет входить в число пятидесяти наиболее развитых стран мира, Вы останетесь моим соратником и будете рядом со мной».

Ответ юбиляра: «Все, что мы делаем сегодня, это не для собственного блага, а для блага всего Казахстана».

И здесь не могу не повторить слова русского кинорежиссера, сказанные в адрес Президента: «Он папа, он умеет не только слушать, но и слышать. Но мало слышать, надо принимать решение, терпеть, сострадать…

И слава понимающему, сколь тяжел этот крест, но терпеливо его несущему».

Из этих слов понятно, что такие люди, действительно, всего себя отдают для того, чтобы окружающим его людям было хорошо и уютно в общем доме, т.е. в нашем Казахстане.

Говоря о наших достижениях, не могу умолчать о нашей столице. Астана – самый красивый город Казахстана. Город стал воплощенной мечтой Президента. Увидеть столицу можно и с самолета. Но почувствовать её внутреннюю красоту, понять её сущность, ощутить зарождающуюся в ней силу, представить в своём воображении её контуры законченными и взглянуть на будущее столицы – всё это можно сделать, если войти и жить в Астане с открытым сердцем, любящей душой и доброй надеждой.

Мне в этом году посчастливилось побывать в столице, полюбоваться её достопримечательностями, почувствовать заботу и душевную теплоту к детям и услышать:«Перенос столицы состоялся во имя будущего всего Казахстана. Огонь столицы, зажженный на берегах Ишима, разогрел все факелы и осветил все уголки нашей Родины». Назарбаев уверил, что это и есть начало прогресса и устойчивого развития Республики Казахстан. И я уверена в том, что эти слова относились к нам, мы должны претворять в жизнь эти идеи.

Наше государство уникально и в примере образования Ассамблеи народов Казахстана. Причём это не просто формально действующий орган. Достаточно вспомнить, со сколькими инициативами Ассамблея выступила перед Главой государства.

Всё говорит о том, чтобы избежать национальных перекосов, нужно готовиться заранее, разрабатывая превентивные меры.

Говорю об этом, но меня не покидает ощущение гордости за то, что во многих вопросах внутренней и внешней политики наше государство оказалось мудрее других.

Пришло время поделиться со всеми тем, каким мы хотим видеть своё будущее, будущее детей, внуков. Назарбаев отмечает, что нельзя жить только сегодняшним днём. Мы должны чётко понимать, что хотим построить.

Только мы можем проделать огромную работу для реализации нашей мечты, которой могли бы гордиться дети. Первые испытания мы прошли. У нас создана система, при которой каждое министерство и ведомство организует работу так, чтобы каждый день, месяц и год продвигаться вперёд шаг за шагом к намеченной цели и твердо знать, чего мы хотим.

Каким я представляю Казахстан через двадцать три года? Казахстан должен стать чистой и зелёной страной со свежим воздухом и прозрачной водой.

Молодое поколение будет здоровым и высокообразованным. Мы будем одинаково владеть казахским, русским и английским языками, будем патриотами своей процветающей страны. Да, нам сегодня очень трудно, а разве людям во время войны было легко, когда люди пухли и умирали от голода, работали по шестнадцать часов.

Ведь и сегодня 800 миллионов людей нашей планеты голодают, не имеют крыш над головой, гибнут в кровавых войнах.

Сверстники! Пусть наша жизнь будет наполнена высоким смыслом. Тогда мечты Президента и каждого из нас реализуются. Я верю, что к 2030 году Казахстан станет центральноазиатским Барсом, показывая пример другим развивающимся странами. Казахстанский Барс будет следить, чтобы солнце, которое согревает нашу землю, не затмило облако войны.

 

Вся страна – родительский дом

Животных, которые постоянно живут по соседству с человеком, называют синантропными. Наверное, одними из первых синантропных животных стали сизый голубь, домашний и полевой воробьи, а также домашняя мышь. Человек более 8 тысяч лет назад начал заниматься земледелием. Тогда же первые посевы привлекли к себе птиц и грызунов. Позднее, они начали селиться возле человеческого жилья.

 

Этому оказывало содействие появление свалок пищевых отходов – неотъемлемой части человеческих поселений. Ныне воробьи, голуби и мыши стали постоянными спутниками человека. Со временем «компанию» им составили тараканы, муравьи, крысы и много других животных. Когда-то черный стриж, городская ласточка, горихвостка-чернушка и каменная куница были жителями горного ландшафта. Ныне человеческие здания им заменили скалы, и они стали обычными даже в равнинной местности. Скворец, галка, некоторые виды летучих мышей, раньше были лесными животными, но привлеченные достаточным количеством пищи, приспособились селиться просто в жилье людей (чердаках, дымовых трубы и т.п.).

Домовой сыч и удод раньше были жителями открытых ландшафтов юга. Но, со временем, приспособились к жизни рядом с человеком. Некоторые животные живут рядом с нами непродолжительное время. Таким является, например, белый аист. Лишь четыре с лишним месяца он проводит в наших краях, выращивая птенцов. В Африке, стаи аистов кочуют в саванне в поисках саранчи и не стремятся к соседству с человеком, как это обычно бывает в наших широтах. Большую часть территории Украины преобразовано в культурный ландшафт. В него входят города, села, парки, поля, сады, пастбища, животноводческие фермы, рыбные водоемы и т.п. Влияние человека на природу привело к усиленному стиранию отличий между разными естественными зонами.