Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Сочинения О Родине

  1. Красота соборов - красота России (Софийский собор в Новгороде)
  2. Что выше - истина или родина?
  3. "Моя Родина"
  4. Земли родной минувшая судьба
  5. Тема родины в русской литературе
  6. Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
  7. Тема России в творчестве поэтов "серебряного века"
  8. "Патриотизм состоит не в пышных возгласах..." В. Г. Белинский
  9. "Чувство родины- основное в моём творчестве"
  10. «Родина наша – колыбель героев» (А. Н. Толстой)
  11. Черты героя советской эпохи
  12. Моя Родина
  13. Любовь к родине
  14. Моя малая Родина
  15. Что такое родина
  16. Кто не живет на Родине, не знает вкуса жизни
  17. О любви к Родине
  18. Описание родного края
  19. С чего начинается Родина

 

Красота соборов — красота России (Софийский собор в Новгороде)

Издревле славится Русская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю.

До экскурсии в Новгород я уже побывал во многих Московских храмах, но впечатления от новгородской поездки по; яркости отличались от всех, что я испытывал до этого.

На левом берегу Волхова в центре Новгорода наш автобус} остановился возле зубчатой стены кремля. Над ним возвышался и сиял в лучах осеннего солнца Софийский собор. Когда я, чуть отстав от группы, медленно подходил к нему, у меня вдруг возникло ощущение необычайно высокого неба над собором. Между куполами собора и быстро летящими по небу облаками синело огромное пространство. И эти облака мне казались быстротечным временем, а незыблемо стоящий собор — чем-то прочным и вечным в мире преходящего. Собор сразу стал “общаться” со мной на простом и ясном языке доброй человеческой памяти: “Я родился в 1045 — 1050 годах”, — словно вымолвил он, блеснув мемориальной доской. И у меня возникла мысль, что у каждого храма всегда две даты рождения, потому что от закладки фундамента до возведения куполов проходит несколько лет.

Я оказался как раз на том пятачке земли перед собором, где много веков назад Александр Невский обращался к новгородскому вече, от этих стен уходил он во главе ополчения защищать землю Русскую.

Не менее удивительна и прекрасна культурная суть Софийского собора, его просветительское значение. Новгород Великий был одним из древнейших центров русской письменности, а библиотека Софийского собора — одной из самых крупных книжных сокровищниц на Руси. Здесь хранились редкие рукописи и старопечатные книги. Среди них такие известные, как Остромирово евангелие, созданное в XI веке, списки новгородских летописей, своды законов, переводные книги.

Новгородский Софийский собор интересен еще и тем, что он вобрал в свою плоть и душу не только русскую, но и многие другие культуры. Например, западный вход Софии украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел.

В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. Его так любили, что начали реставрировать в 1944 году, когда война еще не закончилась. Сейчас он почти такой же, каким был в далеком XI веке. Восстановленные фрески радуют глаз своей сказочной красотой. Преобладание желтых и сиреневых тонов придают помещению собора домашнюю теплоту и уют.

Мое внимание привлекла фреска, вернее, фрагмент фрески XII века — портрет новгородского князя Владимира, по указу которого был выстроен собор. Красивое, строгое лицо князя обозначилось в полукруглом, расчищенном реставраторами пространстве, словно в иллюминаторе. Ощущение пришельца из исторического космоса помогло мне понять, почему лицо князя, несмотря на волевую собранность, все же печально. В этой вековой тоске я угадал тоску Родины о лучшем будущем и предчувствие того, тех потрясений, которые ее ждут впереди. Это лицо излучало одновременно и тихий свет встречи, и словно бы желание что-то мне объяснить, чем-то помочь. Я вспомнил, что еще Ф. М. Достоевский говорил об особой “всемирной отзывчивости” россиян. Вот передо мной в образе русского князя, изображенного на фреске XII века, предстала эта “всемирная отзывчивость”. А ведь фреска относится ко временам “Слова о полку Игореве”, то есть ко времени бесконечного насилия, крови и разрушений. И я вспомнил: “Братья и дружина! Лучше быти убитыми, чем полоненными…”

За час моего пребывания в соборе передо мной прошла вся русская история. И продолжение ее я видел в юношах и девушках, стариках и старушках, и в совсем маленьких ребятишках, гуляющих по кремлю. У одних на лицах я видел благоговение и восторг, другие были спокойны и веселы. Я догадался, что одни приехали на экскурсию, а другие — новгородцы и пришли в кремль просто погулять с детьми. Я увозил в душе светлое и доброе чувство причастности к нашему общему дому, имя которому — Великая Россия!

Что выше — истина или родина?

Не пытайтесь свести Родину

к телесному, к земле и природе…

Посмотрите: силою судеб мы

оторваны от всего этого, а она

незримо присутствует в нас.

И. Ильин

Я считаю, что вопрос о Родине и Истине, поставленный таким образом, совсем не риторичен для нынешнего поколения россиян. Потому что много лет мы живем с готовыми формулами на этот счет. Например, А. Блок сделал вывод:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Это блоковское нравственное откровение стало на долгие годы традиционным, обязательным для наших писателей и общепринятым для наших читателей. Почему-то не был услышан и не был понят такой мыслитель, как Петр Чаадаев, который, по-моему, мыслит в этом вопросе гораздо шире Блока: “Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я на- хожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной”.

Мне, современному человеку, знающему из истории путь родины и являющемуся свидетелем сегодняшних событий, несомненно, ближе мысль Чаадаева. Не умоляя величия для русской литературы А. Блока, я все же увидел в его понимании родины “слепую влюбленность”, о которой говорил Чаадаев. В этом смысле, я считаю, А. Блок был более созвучен советскому времени, которое просто требовало такой любви от граждан.

Если внимательно оглядеться, то окажется, что в русской литературе полемика на эту тему ведется давно. Федор Иванович Тютчев, опечаленный видом современной ему России, пишет:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Здесь уже — не слепая любовь, хотя стихотворение написано гораздо раньше блоковского. Но это, по-моему, выражение смиренной рабской любви. Любви, основанной на христианском отношении к страданиям. Такая любовь находится в пространстве между ИСТИНОЙ и РОДИНОЙ. Она вряд ли способна на порыв к действию, к созиданию. Это заметил Алексей Константинович Толстой и вступил с Тютчевым в полемику:

Одарив весьма обильно

Нашу землю, Царь Небесный

Быть богатою и сильной

Повелел ей повсеместно.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь Небесный дал едва ли!

Мы беспечны, мы ленивы,

Все из рук у нас валится,

И к тому ж мы терпеливы —

Этим нечего хвалиться.

Как видим, А. К. Толстой буквально язвит по поводу тютчевской любви к родине. Истина для него дороже родового чувства.

Это противостояние заметно и в прозе. Если тютчевские откровения пришлись ко двору демократу Чернышевскому, западнику Тургеневу и даже такому углубленному реалисту, как Достоевский, то Иван Бунин, первый русский нобелевский лауреат, устами своего героя сказал: “Боже милостивый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Рылеева удавили… А Шевченко? А Полежаев? Скажешь, — правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он трижды проклят?”

Бунин устами своего другого героя Кузьмы, философа из Дурновки, полемизирует на эту тему с самим Гоголем: “Русь! Русь! Куда мчишь ты? — пришло ему в голову восклицание Гоголя. — Русь, Русь!.. Ах, пустоболты, пропасти на вас нету!” И потом в “Окаянных днях” о “любви к народу — еще один архетип, на этот раз интеллигентский, дающий индульгенцию, поощряющий крайние проявления этой любви — народоложество у активных народолюбцев...” и т. д.

Конечно, все упомянутые мной писатели были великими мыслителями и самоотверженно боролись за лучшую долю России. Но взгляд на истину и отечество у них был разный. Рассуждая на эту тему и сопоставляя мысли великих людей России, я пришел к выводу, что писатели, как и все остальные люди, склонны идеализировать не только прошлое и будущее, но и настоящее, хотя реальность зачастую намного сложнее. И мне кажется, ответ на вопрос, что выше — ИСТИНА или РОДИНА — может быть только один: в стремлении к Истине не потерять Родину, а в любви к Родине не просмотреть Истину.

 

"МОЯ РОДИНА"

Мальчик сидел, опираясь локтями об стол, обхватив руками свою голову.

Думал.  Учительница велела ему написать сочинение «Моя Родина». Времени – два часа. Листок, лежащий перед ним, был пуст. Девственно чист. За окном послышался визг гусениц.

Мальчик бросился к окну.

Освещаемый голубым солнцем, во дворе стоял вездеход.

— Папа! – мальчик выпрыгнул из окна и подбежал к отцу. Тот радостно поднял сына на руки.

— Какое у тебя бородатое лицо! Папа, а как написать сочинение «Моя Родина»?

— Как? Даже не знаю, вот уж чего не знаю, того не знаю. Моя Родина…. Да, … Нет, сынок, не знаю.

Мальчик вбежал обратно в дом и опять сел за стол. На лист легли первые строки: « Моя Родина. Родина у каждого из нас своя. Она разная. У моего папы Родина – это Земля. Он родился там. Там вырос, и её покинул…»

Отец мальчика подошёл к окну, посмотрел на пишущего мальчика и решил сходить в библиотеку, немного там отдохнуть. Вышел на дорогу и пошёл по её кромке…  Мальчик посмотрел ему вслед затуманенными глазами и снова в раздумье опустил голову…

Земля! Он её совсем не знает, ведь он родился в Открытом Космосе, когда его мама и папа летели в поисках новых планет…. Из глаз его медленно выкатились слёзы. Мальчик шмыгнул носом и вытер непрошенных гостей. В том полёте погибла его мама…  Мальчик подумал: сейчас самое время это вспомнить.

И начал было уже вспоминать, как вдруг в воздухе раздался резкий свист и, почти одновременно с ним, послышался звук долгой, пронзительно звучащей в ушах тревожной сирены. Опять налёт.  Мальчик торопливо вышел во двор.

В небе шёл воздушный бой. Хищно выглядящий чёрный самолёт быстро удирал от двух юрких, меньшего размера, но серебристой окраски. Вражеский самолёт загорелся и резко пошёл вниз, оставляя за собой в воздухе густой шлейф чёрного дыма.  Из горящего самолёта выпрыгнул лётчик.  Совсем как во вторую мировую войну на Земле, о которой так много рассказывал отец, — подумал мальчик.  И сейчас тоже идёт война. И тоже мировая.  Перед гибелью Земли на эту, пригодную для жизни планету переселились все земляне, и из социалистического, и из капиталистического лагеря. Теперь между ними идёт война.  Что это?

Во двор опустился вооружённый человек на параплане. Это вражеский лётчик. Что делать?  В руке лётчика тускло блеснуло оружие.

Отец мальчика зашёл в библиотеку и сел в свободное кресло, вытер пот со лба. Он не выспался ночью, доставлял оружие на фронт.

Моя Родина. Родина.

Да, его Родиной была Земля.

Над нею было голубое небо и ослепительно яркое жёлтое солнце. А теперь…

Вдруг вспомнились строки, которые он сам когда-то написал:

О, Небо!

Что мы пред тобою,

Ты видишь, и знать не желаешь,

Презренных потомков своих.

Ты птиц поднимаешь повыше,

Оставив ползти нас одних.

Не веришь в наши ты силы,

Не веришь, что мы полетим…

Действительно, небо не верило в силы землян. Но они полетели! В то время эти стихи звучали как гимн, посвящённый людям. Он прошептал заключительные строки:

… Поднимаемся к солнцу и рьяно

Начнём зажигать мы его;

Добудем мы гелий для солнца,

Добудем мы антивещество!

И сделаем Землю мы снова!

И внезапно он, почувствовав вдохновение, взял бумаги со столика и написал ручкой:

Мы родились в то время,

Перед кончиной Земли.

Добудем мы гелий для солнца,

Добудем мы антивещество!

И сделаем Землю мы снова!

И внезапно он, почувствовав вдохновение, взял бумаги со столика и написал ручкой:

Мы родились в то время,

Перед кончиной Земли.

Мы видели Солнце и зелень

На земле родимой Земли.

Записав, ещё раз прочитал и, удовлетворённый, включил визор. Там передали концерт. Сам визор был установлен на столике перед креслом.

На сцене стояли бородатые парни и пели:

Когда-то в старинное время

Ракеты взмывали с Земли,

Это старое, доброе время

Уж нам не найти, не найти.

Ракеты летели к планетам

Искать цивилизации следы,

Вели их отважные люди,

По имени космоса звались они.

Неслись они к звёздам далёким –

Прекрасной планеты сыны,

Земля их послала по трассам звёздным

Отыскать жизни следы.

Случалось, они исчезали

И их найти не могли…

И вновь улетали потомки

Нашей прекрасной Земли.

Отец выключил визор. Он не хотел слушать песню. Ведь это он написал её, а музыку сочинила Вега, его жена. Неизвестно каким способом, но песню теперь узнали все люди Содружества Социалистической Веги, и теперь её везде исполняют, и она нравится людям.

А ведь вскоре после того, как была написана эта песня, погибла Вега…. Да ещё, после того, как он вернулся в Солнечную систему, он узнал о гибели Земли…

Мальчик шёл немного впереди.

За ним шёл лётчик. Он сказал:

— Вздумаешь кричать, убью на месте. Как тебя зовут?

— Валь, — тихо ответил мальчик.

Они шли по направлению к выходу из города. Вышли. Впереди был лес. Лётчик прицелился в мальчика. Валь внезапно кинулся на него. Оружие выпало на землю. Лётчик придавил мальчика к земле и хотел его удушить, но Валь в это время дотянулся до оружия и выстрелил прямо в голову врага…

…Отец поднял голову. Перед ним стоял Валь. Но как он изменился!

— Папа, — твёрдо сказал мальчик. – Я убил лётчика.

— Как это убил?

— Просто. Вот этой штукой.

Валь подал отцу оружие лётчика.

— Ну и что из этого? – медленно спросил отец, держа в руках оружие.

— Так ведь я убил человека…

— Да, но, наверное, он хотел убить тебя?

— Ты защищался. К тому же это был враг всех нас. Ты это понимаешь? Это был наш общий враг. Ты ни в чём не виновен. Я бы поступил точно также. Иди и пиши своё сочинение.

Валь пошёл домой.

Он сел за стол и начал писать.

Слова рождались сами собой.

Когда закончил, то с удивлением заметил, что в комнату вошла учительница.

— Написал? Вот и хорошо. Иди, отдыхай.

Прошло два часа.

 

«Земли родной минувшая судьба»

А.С. Пушкин — великий поэт и писатель первой половины 19 века. Он очень много задумывался о судьбе русского народа, о положении в стране, стремившись как бы разобраться самому в исторических событиях, происходящих в России и стать их участником. Он посвятил теме истории много своих произведений, таких как «Борис Годунов», «Медный всадник», «Полтава», «Капитанская дочка».

Наиболее исторически достоверным произведением является «Капитанская дочка», так как автор прежде чем написать ее изучая исторические документы и общался с живыми свидетелями. Пушкина занимала проблема крестьянских бунтов. Он выступал против бессмысленно пролитой крови, новой людской трагедии. В повести он исторически точно показал восстание над предводительством Пугачева. Раньше тема народного бунта не появлялась вообще и в этом необычность «Капитанской дочки».

В повести Пугачев — главное действующее лицо, с одной стороны он показан как историческая личность талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773-1774 годов. С другой стороны, автор обращает внимание и на человеческие качества Пугачева. В исторических того времени трудах Пугачев всегда изображался злодеем, а Пушкин стремился к объективности, он хотел изобразить Пугачева в соответствии с «истиной исторической». Автор рассказывает нам о том, кто входит в состав армии Пугачева, это и Казаки, и рабочие Уральских заводов, солдаты, перешедшие на сторону Пугачева. Александр Сергеевич хотел показать, что Пугачев близок к народу, что он понимал народную жизнь. Герой беспощаден ко всему антинародному, но великодушен и гуманен по отношению к простым людям. Беспощадность Пугачева проявляется в том, что он не делит помещиков и представителей власти на добрых и злодеев. Так, он жестоко расправляется с капитаном Мироновым и его подчиненными, хотя это были добрые люди, а не владетели крепостных душ. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделал Гринев. И в награду за чарку водки, поднесенную «вожатому». За заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Народность Пугачева выражается еще и в его речи. Он использовал много пословиц, поговорок, знал сказки: «А разве нет удачи удалому?» или «утро вечера мудреней». Он рассказывал Гриневу комическую сказку о вороне и орле, которая расскрыла ему влюбленность Пугачева в волю и свободу. Нужно отметить еще и ум Пугачева, он очень умело своей армией, несмотря на то, что был неграмотным человеком.

А.С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев. Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний.

 

Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, «России определено было высокое предназначение». Творчество Пушкина «продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящие и посылало свой голос в будущее».

 

Тема родины в русской литературе

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.

Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “российских Колумбов”, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде “На день восшествия...” поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона.

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любилсвою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и являются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова.

Не небесам чужой Отчизны —

Я песни Родине слагал!

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” — с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,—

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Рамки сочинения не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине. Хотелось бы написать и об освещении темы Родины, России в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, и о творчестве Блока, Есенина, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Твардовского, которые много замечательных строк посвятили этой теме. Жаль, что недостаток времени не позволяет этого сделать. А закончить сочинение мне хочется памятными строчками Ф. И. Тютчева о России, в которые удивительным образом вложена суть нашей всеми любимой страны, в которой мы сейчас живем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

 

Страны, в которой мы сейчас живем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

 

Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Ф. И. Тютчев

Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь.

Любовь к Родине, к ее народу, традициям, истории, желание сделать свою страну еще прекрасней есть источник доблестного труда рабочего, удивительных открытий ученого, замечательных произведений композитора, художника, поэта. Так было всегда. И поэтому тема Родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество.

Федор Иванович Тютчев — великий певец красоты русского края. В его стихотворениях природа живая, одухотворенная, способная чувствовать и переживать:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Тютчеву, как талантливому художнику, открывалось то, что не способен увидеть простой наблюдатель. Он слышит “багряных листьев томный, легкий шум” и видит, как “лазурь небесная смеется”.

Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит о неведомой силе, зовущей к родным местам:

Но я люблю — за что, не знаю сам, —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Александр Сергеевич Пушкин готов “роскошные пиры, забавы, заблужденья” променять на “мирный шум дубрав, на тишину полей”, “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”.

Удивительные пейзажи встают перед нами, когда мы читаем стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит.

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков. Невозможно любить свою Родину, не понимая и не любя свой народ, его традиции, не переживая с ним его радости и невзгоды. Пушкин восхищается трудолюбием крестьян и с любовью наблюдает

… вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты.

Также и Лермонтов готов до полночи смотреть “На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков”.

Отмечая трудолюбие и талант народа, поэты показывают его нелегкую жизнь, испытания, которые ложатся на его плечи. Они с ненавистью и с негодованием отзываются о власть придержащих, равнодушных к нуждам народным. Так, многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле крестьян. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” с болью и отчаяньем поэт восклицает:

… Родная земля! Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Поэты всегда с болью отзывались на драматические события политической жизни России.

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Поэты всегда с болью отзывались на драматические события политической жизни России. Преданные Отчизне люди не могут жить спокойно в стране, где преследуется все лучшее, все прогрессивное. “Где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран”. Лермонтов с отчаянием называет Россию “страной рабов, страной господ”.

Александр Сергеевич Пушкин не может без возмущения смотреть на устарелый феодальный порядок, который сводит на нет лучшие силы народные:

… барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Лермонтов, Пушкин, Некрасов хотят видеть Россию счастливой, а значит, свободной. Они мечтают увидеть народ, который работает на благо своей страны. Именно в народе есть та могучая и славная сила, которая способна разбить оковы гнета. В это страстно верил Н. А. Некрасов:

Рать поднимается — Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Свое назначение русские поэты-классики видят в честном служении Отчизне, своему народу, переживая с ним его беды, пробуждая в нем лучшие, светлые чувства. Поэты верят в счастливое будущее России, верят в то, что их потомки увидят страну освобожденной, потому что имеются огромные потенциальные возможности сломать устои, сложившиеся веками. Недаром Русь издавна славится богатырями, героями, готовыми “голову сложить” во имя Родины. Об этом писал и Кондратий Рылеев в стихотворении “Иван Сусанин”:

Кто Русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело!

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

Тема Родины, несомненно, является ведущей в творчестве русских поэтов-классиков. О чем бы они ни говорили, образ Родины незримо присутствует во многих их произведениях. Мы чувствуем тревогу и волнение за судьбу России, восхищение ее красотой, искреннее желание увидеть страну великой и свободной.

 

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком». Этот период отмечен именами таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Гумилёв, А.Ахматова, М.Цветаева и др.

Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям, - это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее.

Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из них пришлось испить из чаши сираданий, выпавших в то время на долю Родины и народа.

Талантливые стихи М.Цветаевой долго не публиковались. А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце.

Бессонница меня толкнула в путь.

О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой !

Сегодня ночью я целую в грудь

Всю круглую воюющую землю!…

Бедствия народа- вот что пронзило её душу.

Чем прогневали тебя эти серые хаты,-

Господи!-и для чего стольким простреливать грудь!

Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий в путь…

В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.

М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.

Два на миру у меня врага,

Два близнеца - неразрывно -слитых:

Голод -голодных – и сытость сытых!

Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М. Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре. На всю жизнь сохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится- чем на всей земле!»

Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас - судили… по двум разным концам земли…»

В 1925г. с какой грустью пишет она:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине». А дальше признание:

Настолько родина и сталь

Рок, что повсюду, через всю

Даль – всю ее с собой несу!

Тема родины звучит и в последним цикле стихов- антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом: «Езжай, мой сын, в свою страну…»

Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе…

Естественно, что в поэзии А.Блока, поэтический дар которого так высоко Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» (1905г.). Здесь высказано самое дорогое- убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!»

Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом»(1908г.)

Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми: «И вечный бой! Покой нам только снится…»

Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!»

Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира».  Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди -Иисус Христос». Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли. Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока. Ведь им написана прекрасная ода «Скифы», в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова–о родине.

А Есенин, как бы перекликающийся в своём признании с другим великим поэтом- с Лермонтовым:

Но люблю тебя, родина кроткая

А за что - разгадать не могу.

Выходец из народной среды, Есенин отдал своё сердце поэта русской деревне, русской природе: «Всё равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы». Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая».

Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с её зелёными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.

Эта муза не пришлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу,

писал Н.Рубцов о Музе Есенина.

Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.

 

"Патриотизм состоит не в пышных возгласах..." В. Г. Белинский

Мы часто слышим и произносим высокие слова о любви к родине, порой не задумываясь о том, в чём выражается эта любовь. Кого можно считать истинным патриотом, верным сыном своего отечества? Любовь к родной земле выражается по-разному: вот человек совершил первый полёт в космос, сделал научное открытие, добился высоких показателей в труде, создал гениальное произведение искусства.… А может быть, истинная любовь выражается в том, что в трудные для своей родины времена человек с оружием в руках встал на её защиту, спас от врагов, остался преданным ей во вражеском плену? Примером проявления истинной любви к отечеству, на мой взгляд, является жизнь и подвиг замечательного человека, нашего земляка, Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева, написавшего о своей судьбе книгу «Побег из ада».

… Мечта стать лётчиком появилась у Миши ещё в детстве. Стране нужны были люди этой профессии, а Девятаев всегда хотел быть полезным России. Для осуществления мечты он приехал в Казань и, преодолевая множество трудностей, добился своей цели: стал лётчиком. По окончании училища Девятаев получил направление в истребительскую авиацию. Когда на страну напали «гитлеровские орды», он проходил службу в городе Могилёве. Боевые вылеты Михаил Петрович совершал успешно, сбивая вражеские самолёты. За мужество и героизм награждён орденом Красного Знамени. Несколько раз лежал в госпиталях, но всегда возвращался в строй.

13 мая 1944 года самолёт Девятаева был подбит, самому ему пришлось пригнуть с парашютом на вражескую территорию. С этого дня и началась чёрная полоса в его жизни – попал в плен. Побывал Михаил Петрович не в одном концлагере: сначала был Абвер. С первого дня ему и прибывшим военнопленным открылась вся страшная картина лагерной жизни. «Мы с ужасом смотрели на эту очередь скелетов, закутанных в лохмотья. Они стояли с алюминевыми мисками и один за другим подходили к бочке по среди двора, из которой наливали в миску «суп»… Его не стали бы есть даже свиньи».

После Абвера был Лодзинский лагерь, затем Клейкёнигсбергский. Но никогда Девятаева на покидала мысль о побеге из плена, все дни он мечтал об одном – вернуться в своё отечество и воевать против врага, захватившего родную землю. В Клейкёнигсбергском лагере Девятаев и его товарищи вырыли подкоп, но их планы раскрыли. Перевели в Заксенхаузен – центральный концентрационный лагерь фашистов. «Здесь изобретались и испытывались на заключённых самые дьявольские способы умерщвления людей и затем распространялись в другие лагеря». Но он выжил и здесь.

Самым тяжёлым и суровым, оставившим неизгладимы след в душе Девятаева был концлагерь Пенемюнде, находящийся на острове Узедам. За малейшую провинность эсэсовцы «могли ударить, искалечить, убить». «Они радовались хохотами, видя выпущенные кишки узника. Протыкали военнопенным глаза, бросали свои жертвы на бороны, привязывали верёвками и рвали живые тела пополам». Только сильный человек, с твёрдым духом, мог выжить в таких ужасных условиях, слабые погибали сразу.

Какой волей и каким упорством нужно было обладать, чтобы перенести все эти страшные муки!

В самых нечеловеческих условиях Девятаев всегда оставался человеком, думая не только о себе, но и о людях, которые были рядом с ним, старался помочь поддерживать своих товарищей, думал о родине, верил в победу. Читая книгу, удивляешься, как Михаил Девятаев любил отчизну, насколько велики были верность и преданность ей!… Однажды в Пенемюнде, когда Михаил Петрович со своими «собратьями по несчастью» обсуждая подробности плана захвата самолёта, к ним подошёл один заключённый по имени Костя-морячёк и сказал: «О родине думается? А не всё ли равно, кому служить? Были бы денежки да девушки». Михаил Девятаев не смог простить ему таких слов, и, хотя стычки между заключёнными строго карались, изо всех сил ударил его кулаком в подбородок, сбив предателя с ног.

Даже в плену находясь в положении раба, Девятаев сохранил своё человеческое достоинство, не склонил голову перед врагам, не дал очернить родную землю, пример тому поведения героя на допросах. Он всегда говорил смело и открыто, не скрывая перед фашистами своей ненависти к ним.

— Сколько сбил самолётов? Разумеется, таковых нет? – спрашивал фриц.

— Я сбил девять ваших самолётов, из них три бомбардировщика.

— Чего ты упираешься, всё равно мы победим, переходи на нашу сторону!

— Как же вы победите, если отступаете на всех фронтах под ударам наших войск? Я русский, люблю Россию и никогда её не предам, — отвечал им заключённый.

Во время таких допросов Девятаев подвергался пыткам и издевательствам. Но даже в невыносимых условиях он не позволял себе падать духом, думать о самоубийстве. Однажды его друг, лётчик Иван Пацула, сказал:

— Лучше смерть, чем такие муки.

— Самоубийство выбирают только трусы, с собой покончить – это равносильно сдаче в плен… добровольной сдаче, -  учил он своего товарища, потерявшего всякую надежду на избавления от смерти.

До последней минуты Девятаев надеялся на спасения. Проявив чудеса смелости, находчивости, он совершает, казалось бы, невозможное, угоняет вражеский самолёт. Разве это ни есть пример истинной любви к отечеству? Источённому, измученному пытками человеку, удаётся поднять в воздух самолёт незнакомой конструкции и в крайне неблагоприятных погодных условиях перелететь на нём к своим. Это настоящий подвиг! «Победа человеческого интеллекта», «мужество и инициатива», «проявление исключительной находчивости в достижении своей цели», — эти слова относили великие люди России к лётчику Девятаеву.

Размышляя о судьбе Михаила Петровича Девятаева я вновь задаюсь вопросам: «А что же помогло ему всё это вынести?» Ответ на него я нашла в книге «Побег из ада»: «Родина! Что может вновь дороже для советского человека! Все дни и месяцы в фашистских застенках только и жили с мыслями о ней. Ради неё мы боролись со смертью и победили её». Значит, самое главное, что помогло Михаилу Петровичу выстоять в «аду» и победить – это любовь к своей стране.

Жизнь Михаила Петровича Девятаева является ярки примером служения отечеству, и нам, молодым, задумывающимся о будущем, наверное, надо помнить о людях, для которых родина стала путеводной звездой, во имя неё они, не щадя себя, совершали великие подвиги.

 

«Чувство родины — основное в моем творчестве»

С. А. Есенин

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” — восклицает он, обращаясь к Руси.

Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.

Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою”.

А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.

А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” — город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.

Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”. Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”. Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он. Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.

Посетив родное Константиново в 1924 г. после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”. Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.

Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды зато, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного. Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.

Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь, и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы. Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны. Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт. Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны, Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.

Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогала Есенину находить свой путь к большой правде века.

 

«Родина наша – колыбель героев» (А.Н.Толстой)

«Безумство храбрых – вот мудрость жизни! Безумству храбрых поем мы песню».

(М.Горький)

В нашей стране теме мужества, стойкости и героизма посвящено очень много кинофильмов, литературных и музыкальных произведений. В ранних произведениях основателя пролетарской литературы А. М. Горького мы уже видим прославление подвига «во имя человека, для блага человека». Это преданный, горячо любящий свой народ – Данко, смелый Сокол. Но этих героев нельзя сравнить с героями, рожденными революцией. Новым людям, людям новой эпохи гораздо яснее видны цели, за которые они борются, гораздо ближе идеалы, к которым они стремятся. Сколько героев породила наша социалистическая Родина на различных этапах своего существования!

Гражданская война. Большинство коммунистов и комсомольцев отправились на фронт. Много прославленных имен узнала наша молодая республика. Это Щорс, Котовский, Чапаев, Артем, Ворошилов, Буденный и многие другие. А сколько неизвестных солдат пало в борьбе, отдав свои прекрасные жизни за процветание Родины!

Восстановление хозяйства. Здесь опять впереди коммунисты и комсомольцы. Мы видим Павла Корчагина, мужественно борющегося с бандами белых и прокладывающего железную дорогу. Позже развернулось широкое стахановское движение. «В жизни всем есть место для подвигов». Эти слова пролетарского писателя подтвердил наш советский народ в эти годы. С огромным энтузиазмом откликнулся наш народ на призыв партии о коллективизации сельского хозяйства. Двадцать пять тысяч коммунистов отправились в деревни на помощь крестьянам. И эту тяжелую битву выиграл наш народ. Эта битва за хлеб, за преобразование села нашла свое отражение в литературе и искусстве.

М. Шолоховым был создан чудесный роман о жизни этого периода «Поднятая целина». Большие победы были достигнуты в науке. Был построен Днепрогэс им. В. И. Ленина. Всюду шло мирное строительство. Но вдруг… Это страшное слово ворвалось в душу каждого человека, откликнулось тысячами отголосков в сердцах миллионов, и весь народ встал на защиту своего Отечества от коричневой чумы. Не на жизнь, а на смерть сражались наши лучшие воины. Лучшие сыны и дочери отдали свои жизни за Родину. Многие из них погибли, не прожив даже четверти века. Народ никогда не забудет комсомольцев-молодогвардейцев: Зою и Шуру Космодемьянских, Николая Гастелло, Александра Матросова и много других. Литература тоже откликнулась на события войны. Были написаны замечательные произведения, прославляющие советских людей. Разве можно забыть подвиг летчика Мересьева, добравшегося ползком с отмороженными ногами до линии фронта? А разве Андрей Соколов из рассказа Шолохова «Судьба человека» не герой? Человек много выстрадавший, но сохранивший горячее чувство любви к Родине, к людям, не потерявший веры в жизнь, разве он может не вызывать чувства гордости и любви? Но подвиги совершались не только на фронте. Тысячи людей ковали победу в тылу и в захваченной местности. Это, в первую очередь, партизаны. Многое для победы сделали эти отважные народные мстители.

Далеко в тылу женщины и престарелые ковали победу на заводах и фабриках, работая по несколько смен. А разве не героиня мать, которая, получив повестку о смерти сына, нашла в себе силы через несколько часов идти на работу? Такой отважной и стойкой проявила себя мать Николая Гастелло.

 

Но вот прошла беда. Советские воины, выполняя почетную миссию освобождения народов от фашистов, с честью пронесли знамя нашей Родины через поля битв Европы. Отгремели последние залпы – залпы салюта в честь победы, и наш народ с новой энергией, с новыми силами стал залечивать свои раны. Благодаря героическому труду советских людей, в течение первых послевоенных пятилеток было полностью восстановлено хозяйство. Партия разработала новую программу, по которой народ начал строительство коммунизма. Теперь нашли место трудовые подвиги. Тысячи комсомольцев отправились на целину отвоевывать богатства у природы. Началось движение бригад за коммунистический труд. С большим подъемом работал наш народ, и это принесло свои плоды.

«Человек в космосе!» — эта весть облетела мгновенно весь мир. Наш, советский человек первым проник в космос! За ним полетел второй, третий… И опять первая женщина в космосе – это наша советская девушка Валентина Терешкова. Но жизнь не стоит на месте, она двигается вперед и зовет нас. Теперь мы уже видим нашего героя, плавающего за бортом космического корабля. Это великолепно!

Так советский народ, руководимый родной Коммунистической партией, идет все к новым вершинам. И я уверена, что первым построит коммунизм наш народ. «Все во имя человека; все для блага человека» — под таким лозунгом живет и трудится наш народ-герой. У нас в стране героизм массовый. Поэтому мы хорошо понимаем слова, сказанные верным сыном Родины, отдавшим жизнь за наше счастье, Аркадием Петровичем Гайдаром: «Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной…»

Черты героя советской эпохи

«Человек! Это – великолепно!

Это звучит… гордо!»

А.М.Горький

Коммунизм – самая гуманная организация общества. Одним из принципов коммунистической морали является социалистический гуманизм – забота о человеке, уважение его достоинства.

 

Руководствоваться принципом гуманизма – значит любить человека, уважать его, верить ему, заботиться о нем, видеть в человеке высшую ценность.

В нашем моральном кодексе строителя коммунизма этот принцип нашел свое выражение в словах: «Человек человеку – друг, товарищ и брат». В условиях социалистического общества, где подлинно гуманные отношения людей основываются на чувствах коллективизма и взаимопомощи, где интересы одного не противоречат, а, наоборот, совпадают с интересами коллектива, созданы все условия для дальнейшего расцвета таких замечательных моральных качеств, как дружба и товарищество.

В Советском Союзе трудятся все. В процессе труда проявляются лучшие черты нашего молодого человека – строителя коммунизма. Труд в нашей стране подлинно коллективный процесс. В нем раскрываются характер человека, его лучшие качества: самоотверженность, бескорыстие, стремление сделать его делом чести. В труде люди глубже узнают друг друга, и это способствует сближению их. Дружба в труде героя советской эпохи самая прочная и благородная. Поступок Валентины Гагановой – это рука дружбы, протянутая отстающим товарищам с бескорыстной целью помочь им преодолеть оставание и выйти в первые ряды борцов за коммунизм. По примеру Гагановой тысячи и тысячи рук помощи протянулись отстающим, и развернулась всенародная борьба за ликвидацию отставания, за помощь товарищу. Только тогда, когда люди объединяют свои цели и стремления в одну цель, объединяют свои мечты в одну большую мечту, только тогда, когда они говорят о себе не «я», а «мы», — тогда рождается единство человеческих отношений, трудовое сотрудничество, товарищество.

Именно крепкая дружба в сочетании с высоким сознанием долга оказала неоценимую помощь четверке отважных советских солдат победить стихию океана, дала им возможность стойко бороться за свое существование и существование своих товарищей, перенести холод, голод, жажду. Смертельная опасность, жестокие испытания не сломили высокого чувства товарищества. В обстановке, в которой люди сходили с ума, кончали жизнь самоубийством, четверка героев, проявив мужество, самообладание, сумела выстоять и одержать победу.

Герой нашей эпохи всегда правдив и честен по отношению к себе и своим товарищам. Пусть не всегда правда будет приятна, но «дружба крепка не лестью, а правдой и честью» — гласит народная пословица. Мне запечатлелась Наташа – героиня рассказа Веры Ткаченко «Верность и дружба».

Наташа – студентка четвертого курса механико-математического факультета. Ее сломило несчастье. Она сильно заболела и долгие месяцы пролежала в больнице. Но она вернулась в институт. И этому помогли наши замечательные юноши и девушки. Студентки и студенты установили график дежурства возле постели Наташи, носили ей конспекты, газеты, цветы.

У нее был любимый человек, который солгал ей и в то время, когда она лежала в больнице, он женился. Тяжело было больной Наташе. Но и в этом горе ей помогли чуткие сердца друзей, и она чувствовала себя не одинокой и покинутой. А сколько примеров самоотверженности, благородства, патриотизма, желание отдать жизнь за счастье Родины дает нам эпоха Великой Отечественной войны: Зоя Космодемьянская и молодогвардейцы, Лиза Чайкина и герои Брестской крепости, Андрей Соколов и тысячи других, которые отдали свои прекрасные молодые жизни за наше счастье и благополучие. В период строительства коммунистического общества дела героев советской эпохи наполняются более глубоким и весомым содержанием. Человек человеку в наших условиях не просто друг по взаимной склонности или сходству характера. Дела нашего советского человека, построенные на совместном участии в великом деле созидания общества будущего предполагают подлинно гуманное отношение и взаимное уважение между людьми.

Мы уважаем нашего человека, как борца за светлое будущее человечества, как революционера, продолжателя дел минувших поколений. У нас человек человеку не только друг, он товарищ, он брат потому, что все мы члены одной семьи – семьи строителей коммунизма.

 

Моя Родина

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.

 

Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о родине, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Все это — наша история, все это — наша родина.

Наша родина — это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Люди, которые родились в одном краю, всегда как-то ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга, им легче найти общий язык и стать друзьями. Потому, наверное, что у них есть одно общее — та страна, в которой они родились, а это уже много! Не потому ли люди, оказавшиеся в другой стране, бывают так искренне рады встретить земляка — любого, пусть далее совсем незнакомого человека из родной страны, родного города, родных мест. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды. Возможно, став старше, мы сможем более глубоко оценить, понять я полюбить нашу большую родину, нашу страну. Хотя в глубине сердца, конечно же, каждый из нас уже испытывает искреннюю любовь к своей стране. Но мне кажется, что сейчас нам намного ближе, дороже и понятнее именно наша маленькая родина — дом наших родителей, бабушек, дедушек. Думая об этой родине, мы думаем о самом раннем детстве. И в эти минуты я вспоминаю мамины руки, которые помогали мне крепче стоять на ногах; знакомый и неповторимый запах бабушкиных пирожков, только что вынутых из печки; колыбельные песни и загадочные и интересные детские сказки. Я вспоминаю маленького игривого котенка в нашем дворе, с которым я радостно играла. Нежные, теплые чувства просыпаются в моем сердце, когда я смотрю на деревья, которые в детстве мы с родителями высаживали возле дома.

Моя родина — это и родина моих родителей. Те места, где они родились, тоже бесконечно дороги мне. Часто мы всей семьей выезжаем в деревню, где прошло детство моей мамы. Там совсем Не такая обстановка, как у нас в городе, совсем другая атмосфера. Тишину и спокойствие хранят стены дома, словно приглашая послушать какую-то историю, прикоснуться к какой-то тайне. Бабушка часто рассказывает мне о былых временах, и я представляю свою маму такой же маленькой девочкой, как и я, весело играющей с соседской детворой. В этих местах даже птицы поют по-особенному, их песни близки, родны и понятны.

 

И кажется иногда, что они тоже что-то хотят сказать нам, людям. Птицы, наверное, смогли бы рассказать много интересного об этом крае! Как-то в детстве бабушка принесла мне горстку клубники, только что сорванной в саду. Я и сейчас чувствую этот незабываемый вкус свежих ягод — таких не купишь в магазине или на рынке. Ведь они из наших родных мест, с нашей маленькой родины.

С ранних лет родители привили мне любовь к родной природе. И теперь я никогда не сорву нежного цветка, не спугну щебечущих на ветке птиц. Мне и самой хочется сохранить всю эту красоту, потому что в моих силах помочь своей родине. Трудно сказать, какая родина человеку дороже — маленькая или большая. Мне кажется, что и большая, и маленькая родина одинаково важны и я их люблю. Больше того, это — неразрывное целое. Весь окружающий нас мир — вся Родина.

Любовь к родине

Любимая земля.

Суровая.

Гранитная Могучая.

Ты — жизнь моя.

Ты — Родина моя.

Ты часть меня — и большая и лучшая.

И. Крылов.

Земля моя.

В рассказе поднимается проблема уважительного отношения, любви к родной земле, к родной природе. Что есть любовь к родине?

Любовь к Родине приходит со временем. Только с возрастом человек способен понять своё истинное отношение к Родине. Истинная любовь к Родине, к своему отечеству не позволяет перейти на «сторону другого государства». Люди, которые любят свою Родину — должны обладать «патриотическими качествами».

 

В наше время не каждый обладает такими чувством, как любовь к своей Родине. У некоторых любовь к отечеству проявляется благодаря гордости за страну. Победа в Великой Отечественной войне подталкивает народ гордиться этим, как самой сильной державой. Но многие люди видят любовь к Родине-как охрану окружающей среды. Защитить природу, значит проявить любовь к родной земле.

Наша поэзия испокон веков была патриотической. Народные произведения призывали людей постоять «за обиды нашего времени, за землю русскую». Тема любви к родине отражена в стихотворениях М. Лермонтова «Родина», А. Блока «Россия» и другие. Любят родину не за то, что она велика, в за то, что своя.

Из всего сказанного можно сделать вывод наша страна держится на народе, который в ней живет и пока мы любим и гордимся ею, она будет и оставаться нашим родным домом.

 

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой.

С. Д. Дрожжин

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних-это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.

Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. У меня есть свое излюбленное местечко. Это бабушкин домик в деревне. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Каждые каникулы я стараюсь навестить бабушку, особенно летом. Мне нравится валяться на зеленой травке, греясь под солнышком на берегу речки. Рядом щебечут птички, и кажется, что время останавливается. Жизнь замирает, и ты забываешь обо всех проблемах. Прекрасный вечер! Хорошая погода, садится солнце, и на небе появляется луна. Тишина, только стрекочут кузнечики. Посмотришь на небо, и звезды кажутся такими близкими, что если протянуть руки, то можно дотронуться до них. Бабушка говорит: это из-за того, что река близко.

Так же великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около печки. Тепло, а за окном сугробы намело…, даже дверь на улицу открыть сложно. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Выйдешь на улицу — холодно, мороз так и пробирает. Дойдешь до хлева, а животные тянутся к тебе, как бы говоря о том, что и им тоже нужна ласка.

Я очень люблю бабушкин домашний скот, особенно мне нравятся кролики. Кролики — маленькие, нежные создания. Когда возьмешь их на руки, то их носики начинают так забавно двигаться, это говорит о том, что они принюхиваются к твоему запаху. Еще люблю бабушкиных лошадей. В деревне есть черный конь по кличке Цыган. Цыган — очень спесивый, ретивый конь. Я каталась на нем несколько раз. Лошади — очень умные создания. Когда я смотрю им в глаза, то мы мысленно общаемся.

Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Как хорошо дышится мне у нее в гостях. Мы уходим, умираем, а наша родина всегда живет. Приходят другие, и она становится родной им, живет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.

О, как милы мне белоснежные хрупкие кувшинки. Когда мне плохо и я хочу забыться, я всегда иду к этому месту около реки. Мне кажется, что природа слушает и понимает меня. Она хороший слушатель. Она только поймет и не будет критиковать.

За рекой через дорогу стоит величавый лес. Когда наступает вечер, лес покрывается розовой краской. Возникает ощущение, что все это я уже где-то видела, чувствовала этот приятный душе запах, но вот только где, не помню. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.

 

Что такое родина

Что же такое родина? Насколько понятно мне, это слово образовано от слов «родной», «родня». Значит, родина – родной край, страна, город или село. Это то место, где ты родился и вырос. Это то место, где прошло твое детство, где твои друзья, может, и первая любовь.

Например, для меня родным городом является Москва. Я родилась и выросла здесь. Москва – это моя родина, и этим я горжусь.

У каждого человека на земле своё место, где прошло его детство, где он родился и вырос. Но для всех это место является родным, близким. Это и есть родина!

 

Кто не живет на Родине, не знает вкуса жизни

Родина, страна, город, улица, дом, родной край- все эти слова близки сердцу человека. С родным городом связаны самые приятные, нежные, волнующие воспоминания. Воспоминания о детстве, о деревце возле дома, о нежном голосе мамы, о ручейке с хрустальной водой навсегда останутся в  душе каждого, осядут в памяти и будут всплывать в самые радостные моменты  жизни или печальные, грустные. С трепетом в голосе мы произносим слова: «родительский дом», «Родина», «любимый город», «родной край». Родительский дом-место утверждения сути собственного «Я», начало всех начал. Родина… Невозможно не любить ее — это чувство заложено в крови. Любовь к Родине- это стержень, основа всего существования человечества. Любовь к Родине- это сама жизнь, это дом, в котором ты родился и вырос. Это березка под окном, это милые мамины глаза и папины ласковые руки, Родина-это места, куда ты можешь приехать, чтобы ни случилось с тобой, и тебя здесь поймут и утешат. Родина-это безграничные поля и луга, это глубокие озера и буйные реки...

 

 

О любви к Родине

Из чего вырастает огромная любовь человека ко всему, что умещается в  одном слове Родина?

Идешь по улицам родного города, по его площадям и тихим переулкам и сердцем своим ощущаешь: это твой город. Так же и Родина. Она есть у тебя, как есть у тебя, как есть мать, небо над головой, рябина под родными окнами, воздух, которым ты дышишь.

Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец. Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь вобрать в себя частичку маленького мира по имени «Родина». И в такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев ощущаем ёе безграничное тепло. Пожалуй, это чувство можно сравнить лишь с тем, что испытывает ребенок, прижавшись к материнской груди. Так и мы, дети одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый ребенок рано или поздно возвращается, к теплу домашнего очага, давшему ему жизнь.

Любовь к Родине многогранна. Она задумчива, когда хочется поразмыслить, остаться наедине с собой. Она стремительна и легка в минуты безмятежного счастья. Но самое главное - вовремя суметь проявить её.

Я люблю свою Родину, свой город с его узкими улочками, щедро залитыми светом, с пестротой реклам, с повседневной суетой и будничными заботами. Какая бы она ни была- моя Родина, главное- она у меня есть...

 

Описание родного края

Видимо, понятие «родной край» закладывается в человеке с рождения. Вроде ничего особенного в той местности и нет, а вот все близкое, родное. Даже птицы и рыбы пытаются хоть когда-нибудь вернуться в то место, где вывелись. В чем же заключается этот феномен? Ведь в мире больше местностей с суровым климатом, безводных, с различными природными катаклизмами, чем «райских уголков». Но большинство людей, хоть и любят бывать в таких «уголках», предпочитают именно родной край – пустыни, тундре, джунглям, болотистым, лесным или степным местностям.

Думаю, что объяснение есть. Родной край всегда ассоциируется с домом, с матерью, семьей, друзьями. Именно отсюда начинается освоение и познание мира, здесь проходят первые шаги в обучении, первое чувство и другие первые сильные впечатления. Поэтому таким дорогим он является для каждого человека – как воспоминание о детстве, как связь с прошлым. Понятие «родного края» неотъемлемо от понятия «родной язык». Это язык бабушкиной сказки, маминой песни, рассказы отца. И если кто отрекается от всего этого, презирает, то становится духовным янычаром, манкуртом. И его ждет такое же пренебрежение от собственных детей.

 

С чего начинается Родина

Родина — все, что мы видим, чувствуем; все, что нас окружает. Это — огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Для меня Родина началась с первых шагов, первых книжек. Из многообразия ослепительно красивых стран Отечество — это единственное место, где тепло и уютно, место, к которому привязан корнями родства, воспитания и образования.

Родина — это земля, на которой мы выросли, это культура и обычаи, взлелеявшие нас. Моя Родина — это цветущая, благоухающая, неунывающая, искрометно талантливая, голосистая труженица Украина.

Естественная связь человека с Родиной обусловливает эмоциональное и сознательное отношение к ней. Жизнь любого человека не может быть полноценной, если она течет вне интересов Отечества, в котором он живет, если он равнодушен к его судьбе. Каждый человек должен любить свою Родину, даже если он видит ее несовершенство. Родина у человека одна, и он несет свою, пусть маленькую долю ответственности за то, какова она есть.

Родина — это огромная часть меня, тогда как я — малая из множества часть своего Отечества. Жизнь и судьба каждого человека зависят от судьбы его Родины. А судьбы Отечества во многом зависят от глубины и силы патриотических чувств его граждан. Поэтому чувство любви к Родине я воспринимаю как жизненную философию.

 

Понимание прекрасного

Прекрасными для меня являются художественные произведения А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, классическая музыка Бетховена, живопись Леонардо да Винчи, скульптуры Микеланджело, парк «Софиевка», дворцово-парковый ансамбль князей Воронцовых. Прекрасное — категория, отображающая чувство эстетического наслаждения человека под влиянием явлений действительности и произведений искусства.

Понимание прекрасного воплощает способности человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной. Высшим воплощением красоты является всесторонне и гармонично развитая личность, поэтому показателем прекрасного в человеке я считаю духовную культуру. Духовная культура дает возможность системно мыслить о природе и обществе, решать вопросы нравственного выбора. Духовная культура — совокупность философских, научных, художественных и нравственных ценностей, а также политических и нравственных и правовых знаний.

Любовь к Родине, отношение к культуре как величайшей ценности, историческая память, преемственность поколений, верность традициям, забота о благе народа, об охране природы, уважение к законам общества, интернационализм, соблюдение этикета в межличностных отношениях — все это необъемлемые части целого, являющегося мерилом прекрасного в обществе и человеке.