Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

  1. Лисистрата
  2. Еврипид - характеристика литературного героя
  3. Эсхил - характеристика литературного героя
  4. Стрепсиад

 

Лисистрата

Лисистрата — героиня комедии Аристофана «Лисистрата» (411 г. до н.э.). Имя Л. буквально переводится как «распускающая войско» или «прекращающая походы». Комедия имела политическое звучание. Она представляет собой отклик на длительную Пелопонесскую войну (431-404 гг.) между крупнейшими государствами тогдашней Греции — Афинами и Спартой, а также на неудачно закончившуюся для афинян сицилийскую военную экспедицию 413 г. до н.э.

Л. — молодая красивая женщина, которая в долгих бессонных ночах пришла к мысли, что «Эллады всей спасенье ныне — в женщинах». Только женщины могут остановить войну. «В руках у женщин городов судьба, — говорит Л. — А нет — погибнут все лакедомоняне». Для достижения благородной цели должны объединиться женщины всей Эллады: «Когда ж всех стран соединятся женщины: корин-фянки, спартанки, беотиянки и мы, — так вместе мы поможем эллинам».

Цель свою Л. собирается достичь простым и доступным для всех женщин способом: объявить своеобразную женскую забастовку, отказывать мужчинам в супружеских ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать. По приказу Л. женщины захватывают афинский Акрополь, где хранится государственная казна, расходуемая главным образом на войну. Вот самохарактеристика Л.: «Я женщина и рождена разумною. Меня природа наградила знанием: от старших, от отца немало доброго слыхала я и научилась многому». О политических воззрениях Л. дает представление ее диалог с государственным чиновником — «пробулом». Она считает, что женщины должны активнее участвовать в государственной и общественной жизни, осуждает коррупцию, предпочитает демократические формы правления. Женская забастовка увенчивается успехом, и война во всей Греции прекращается.

 

 

Еврипид - характеристика литературного героя

Еврипид — действующее лицо комедий Аристофана «Ахарняне» (425 до н.э.), «Женщины на празднестве» (411) и «Лягушки» (405); великий древнегреческий драматург, ставший персонажем. В «Ахарнянах», похожий на своих рассеянных героев, он изображен торговцем старьем, в чем есть намек на его бессовестно жалующихся, часто одетых в лохмотья героев, вечных жертв всяческих несчастий. В «Женщинах на празднестве» роль Е. более значительна. Его женоненавистничество, ставшее традиционным комическим мотивом, насмешка над супружескими несчастьями поэта объясняется, вероятно, бурлескным преувеличением какого-то реального факта его жизни. Собравшиеся на свой праздник женщины обсуждают оскорбления, которым подвергает их в своих пьесах Е. Последний умоляет драматурга Агафона, чтобы тот защитил его. Е. оказывается в конце концов победителем, хотя и прибегает к мерам, недостойным его гения. В брызжущей юмором комедии автор, поддерживая нападки Е. на противоположный пол, пародирует его патетический стиль, риторику, обращения к богам. В «Лягушках», написанных непосредственно после смерти Е., его портрет более близок оригиналу. Он противостоит Эсхилу на происходящем в преисподней ожесточенном литературном состязании, где оба оспаривают звание величайшего трагического поэта. Эсхил, признанный все же лучшим, возвращен богами на землю. Свой престол он передает не участвовавшему в состязании Софоклу. Автор пародирует сложность прологов Е., его ямбы. Комедия считается первым проявлением литературной критики в Греции.

 

 

Эсхил - характеристика литературного героя

Эсхил — центральный персонаж комедии Аристофана «Лягушки» (405 до н.э.), которая вывела автора «Орестеи» в качестве действующего лица. Бог театра Дионис спускается в преисподнюю за душой лучшего трагика, ибо таковых не осталось больше на земле. Дионис устраивает состязание между Э. и Еврипидом за право первенства в трагедийном искусстве. Э. утверждает необходимость высоких идеалов: «О прекрасном должны мы всегда говорить», «Сама неизбежность нам велит для возвышенных мыслей и дел находить величавые речи». Его театральная система близка Аристофану, но это не мешает комедиографу пародировать многие театральные приемы Э. Признанный лучшим, Э. возвращен богами на землю, а свой престол в царстве мертвых он передает не участвовавшему в состязании Софоклу.

 

 

Стрепсиад

Стрепсиад — герой комедии Аристофана «Облака» (423 до н.э.), богатый землевладелец, поселившийся в городе после брака с афинской аристократкой. Он и в старости остался грубым, жадным и хитрым крестьянином, не лишенным, однако, здравого смысла. Комедия начинается жалобами старика на своего сына Фидаппида, промотавшего большое состояние и много задолжавшего из-за своей страсти к лошадям. Крестьянская сметка С. приходит ему на помощь: он слышал, что школа философа Сократа учит неправого одержать победу над правым, и поэтому решает отвести туда своего сына. Но сын отказывается, и С. сам отправляется в Со-кратову мыслильню, чтобы овладеть всяческими премудростями. В долгой сцене с Сократом старик исполняет традиционную комическую роль простака, противопоставляемого мудрецу. Неспособный к обучению старик возвращается домой и пытается объяснить сыну, как несправедливость может восторжествовать. В ответ сын поколотил С. и доказал, что совершенно справедливо, если сын бьет отца. Наконец свойственный крестьянину здравый смысл одерживает верх, и С. приступает к действиям — он поджигает школу Сократа. В комедии, изображающей Сократа носителем ложного знания, основанного на софистике, симпатии Аристофана всецело на стороне С. Лит.: Пиотровский А. Комедия идей // Аристофан. Комедии. М; Л., 1934. Т. 1.