Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

1. Проблема поиска истины (В.С.Пикуль).

2. Своей земли минувшие дела (по историческим романам В. Пикуля)

 

Проблема поиска истины (В.С.Пикуль)

    До сих пор в России ведутся споры о возвращении монархизма. Сторонники этой идеи видят истину в восстановлении императорской власти, передающейся по наследству, в реставрации тех социальных отношений, которые цивилизованные люди считают давно устаревшими Пышные дифирамбы церкви усопшему царю настораживают, а книга Валентина Пикуля "Нечистая сила" позволяет установить истину на историческом уровне.

    "Исторический роман — это роман во многом современный, — говорил сам автор. — Прослеживая разложение царского самодержавия в канун революции, я пытался показать, что Распутин был лишь видимой фигурой той отвратительной камарильи, которая плясала вокруг престола последнего царя, тех тайных сил, которые режиссировали историческое действие. Это все и есть "нечистая сила", это бесовской шабаш на русской земле".

    Действительно, после публикации романа русофобы начали клеить на В.Пикуля ярлыки черносотенца, антисемита, шовиниста. Чем, спрашивается, это было вызвано? Скорее всего тем, что некоторые "вышестоящие" товарищи узнали в романе самих себя, лишний раз подтвердив, что истина едина и для царей, и для партийных чиновников.

    В XVII веке маньчжурская династия Цин вломилась в Китай и свергла китайскую династию Мин. Китайцам было велено производить отсчет истории с того года, когда они покорились маньчжурам, которые ясно осознавали: надо обрубить питательные корни и дерево зачахнет.

    Нечто подобное произошло в двадцатые годы двадцатого века после победы большевиков, когда русская история была искажена, когда ее заменили историей революционных движений и классовой борьбы. Доходило до парадокса — прошлое Древнего Рима было известно советским людям гораздо более широко и ярко, нежели история Отечества.

    Вот небольшой эпизод из романа

    " — Григорий, — сказала царица осенью 1915 года, — мне нужен свой человек, заведомо преданный, который бы втайне ото всего мира перевел большие суммы денег в Германию.

    — Эге, — сказал Распутин, задумавшись.

    — Но этот человек должен действовать настолько точно, чтобы, как говорят русские, комар носу не подточил.

    Задача невыполнимая — в разгар войны из России, ведущей войну с Германией, перекачать русское золото в немецкие банки!

    — Есть у меня умный банкир, — начал Распутин .."

    Не правда ли, узнаваемая ситуация,.. Сразу вспоминаются Мавроди, Березовские и прочие "властью облеченные" аферисты, перекачивающие народное богатство России в зарубежные банки

    Роман велик, подробный разбор его просто невозможен в небольшом сочинении Здесь важно вычленить причины, которые сделали Распутина влиятельным лицом в империи. И, насколько возможно, провести параллель между бедами нынешнего времени, когда разнообразные "Распутины" множатся, подобно паразитам, на теле современной России.

    Только ограниченный человек может думать, что Распутин выдвинулся благодаря своей половой потенции или способностям экстрасенса. Если присмотреться к ярким фигурам фаворитизма, к таким самобытным личностям, какими были герцог Бирон, семья Шуваловых, братья Орловы, князь Потемкин-Таврический, Годой в Испании или Струензе в Дании, то мы увидим картину, совершенно обратную "распутинщине". Проявив в какой-то момент чисто мужские качества, фавориты затем выступали как видные государственные деятели с острой хваткой административных талантов — именно за это их и ценили коронованные поклонницы и поклонники.

    Тот же Потемкин^ который был наделен крупными пороками, был человеком аморальным, порочным, одновременно обладал и высокими достоинствами Он строил города, заселял гигантские просторы степей Причерноморья, сделал из Крыма виноградный рай, выстоял под шквалом турецких ядер. Умнейшие люди Европы ехали за тридевять земель, чтобы насладиться беседой с русским Алкивиадом, речи которого блистали остроумием и афористичностью.

    Какое уж тут сравнение с Распутиным'

    Из истории известно, что, получив очень много, русские фавориты умели тратить деньги не только на себя. Они собирали коллекции картин и минералов, ценные книги и гравюры, вступали в переписку с Вольтером и Дидро, выписывали в Петербург иностранных архитекторов и живописцев, оркестры и оперные труппы, они вкладывали деньги в создание лицеев и кадетских корпусов, детских приютов и домов для престарелых, после них оставались картинные галереи, дворцы, парки, церкви, музеи, библиотеки...

    А что дошло до нас от Распутина?

    Грязные анекдоты, пьяная отрыжка, развратные истории ..

    Ни в какие другие времена "фаворит", подобный Распутину, не мог бы появиться при русском дворе; такого человека не пустила бы на порог даже Анна Иоанновна, обожавшая всякие уродства природы. Появление этого вурдалака в начале XX века вполне закономерно и обоснованно, так как в период социального разложения лучше всего процветает всякая погань.

    Мало того, что императорская власть была в это время значительно ослаблена самими личностями потомков династии Романовых. Тут еще и различные политические партии, очарованные идеями социализма, вносили свой вклад во всенародную смуту.

    Но констатация исторического факта — это не истина, а приближение к ней Можно еще раз вспомнить слова автора, что "исторический роман во многом современен", так как социальные проблемы имеют тенденцию повторяться во времени. То, что нес Распутин как индивидуум, в наше время приняло массовую форму Разврат, алкоголизм, наркомания, торговля всем и всеми, воровство, засилье криминала, деградация литературы, искусства, обилие голливудского ширпотреба, беспризорные дети, которых только в Москве более четырех тысяч, голодные старики — все это распутинщина, захватившая нашу страну со зловещей беспощадностью.

    И только наследственный оптимизм российского гражданина помогает нам с надеждой смотреть в будущее.

 

 

Своей земли минувшие дела (по историческим романам В. Пикуля)

    Любовь к родному пепелищу...

    А. Пушкин

   

     Мне кажется, русские люди с особой трогательностью и любовью относятся ко всему, что связано с историей нашей страны. Наверное, это потому, что мы еще сравнительно молодая нация и все исторические события как бы не очень отдалены от нас временем. Наша память о них свежа, и мы словно представляем себя участниками ярких событий родной истории. Большое значение в этом имеют художественные произведения. Например, мой любимый писатель Валентин Пикуль, на мой взгляд, обладает даром вводить своего читателя в живой мир истории.

    Но с историей, к сожалению, связано у нас и много нравственных проблем. Есть такое понятие у русских — “Иван, не помнящий родства”. Таких “иванов” в наше время развелось много, и это очень тревожно. Ведь настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас особенно важно понять настоящее, потому что произошел великий исторический перелом в нашем обществе. Известный историк Б. А. Рыбаков отметил, что В. С. Пикуль “делает полезное дело” и что его книги сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к отечественной истории.

    Я уже говорил, что Пикуль — мой любимый писатель, но он явился для меня и хорошим учителем. По сути, его произведения — это учебники жизни, но только с увлекательными и захватывающими сюжетами. Книги писателя помогли лично мне полюбить историю России. Мне нравится масштабность его взглядов, стремление вобрать в повествование как можно больше событий и героев. Читая романы Пикуля, я не только погружаюсь в прошлое, но и задумываюсь над настоящим.

    Как во всякой истории, в нашей произошло множество славных и бесславных событий: войн, дипломатических интриг и т.д. Одним из самых напряженных периодов нашей истории является Семилетняя война, в которой участвовала Россия в XVIII веке. Пикуль отобразил события той далекой эпохи в своем романе “Пером и шпагой”. В основе сюжета — деятельность одного французского дипломата. Через его образ писателю удается передать накал политических страстей того времени, показать интересы и противоречия ведущих европейских стран той поры, сплетенные в тугой узел. Читатель видит корыстолюбие и глупость, а порой и трусость некоторых русских чиновников, а на их фоне — подлинных патриотов России. Великолепен в нравственном отношении генерал Салтыков. Автор наделил его скромным нравом. Генерал никогда не подхалимничал, не терся у престола, но именно он стал победителем прусского короля Фридриха II, героем этой европейской войны. Генерала Салтыкова любили солдаты и смело шли за ним в бой. Конечно, у генерала было много завистников среди трусливых и корыстолюбивых чиновников. Они завидовали его независимости и строили всяческие козни, чтобы испортить ему карьеру. Семилетняя война не принесла особой пользы нашему отечеству, но благодаря мужеству и таланту русских полководцев Россия снискала себе славу и уважение европейских держав.

    И в других своих произведениях Пикуль показывает эпоху посредством конкретных героев. Это его излюбленный писательский прием. “Золотой век” российского дворянства Пикуль изобразил в романе “Фаворит”. Действие романа охватывает очередной переломный период нашей истории: на смену “дщери Петровой” Елизавете к власти в стране пришла немка Екатерина II.

    Центральные образы романа — Екатерина и Потемкин. Несмотря на то что Екатерина чужестранка, автор представляет ее волевой, умной женщиной, пекущейся о благе России, и мы влюбляемся в ее образ. Екатерина действительно сделала много хорошего для России. Она сумела расположить к себе россиян, понять нужды некогда чужой ей страны и честно служить ей. Но в то же время — это любвеобильная женщина, хитрая и порой жестокая правительница.

    Рядом с императрицей стоит противоречивая фигура светлейшего князя Потемкина. Князь, в силу законов своего времени и положения в обществе, довольно грубый, хитрый и часто беспринципный царедворец. Но Пикуль выделяет его главную положительную черту, на фоне которой перечисленные недостатки меркнут. Писатель в романе “Слово и дело” роднит Потемкина с геройским генералом Салтыковым из “Пером и шпагой”, с Горчаковым из “Битвы железных канцлеров”, с нашими полководцами и флотоводцами из “Фаворита”.

    Хочу отметить большой диапазон эпох, описываемых Пикулем с XVIII по XX век. Интересен для широкого читателя цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Писателю было нелегко работать после уже вышедших на эту тему книг — “Порт-Артура” А. Степанова и “Цусимы” А. Новикова-Прибоя. Но Пикулю удается нешаблонно решить в своих романах эту, казалось бы, уже пройденную тему. Он показал русскому читателю и гражданину, что, хотя общество и привыкло считать Цусимское сражение поражением царского флота, это поражение чисто формальное. Героизм и патриотизм русских моряков и офицеров, для которых честь державы была дороже собственной жизни, делают это сражение победой русского духа.

    Яркое впечатление оставили во мне и такие романы Пикуля, как “Каторга”, где раскрывается неизвестная страница истории Сахалина: когда на остров пришли японцы, каторжане стали защищать свою страшную и жестокую тюрьму; “У последней черты”, в котором описан крах самодержавия и роль в этом Григория Распутина, как представителя мистической народной силы России.

    Все произведения Валентина Пикуля, несмотря на разные сюжеты и эпохи, в которых живут его герои, объединяет одно страстное чувство — имя которому ПАТРИОТИЗМ. Полюбив его смелых и честных героев, мы никогда не разлюбим историю нашей России.