Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Сочинения по произведениям Гей Дж.

Опера нищего

  1. Пичем - характеристика литературного героя
  2. Макхит

 


Пичем - характеристика литературного героя

Пичем (англ. Peachem) — 1) центральный персонаж «балладной оперы» Д.Гея «Опера нищего» (1728). Имя героя (англ. peach them) означает «обвинять», «преследовать». По сюжету П., торговец краденым, глава корпорации лондонских нищих, обвиняет и преследует главаря бандитов Макхита, без соизволения родителей женившегося на его единственной дочери Полли. В образе П. Гей спародировал двух скандально известных людей своей эпохи: «великого министра» Роберта Уолпола, возглавлявшего в ту пору кабинет министров, и «великого разбойника» Джонатана Уайльда — скупщика краденого и организатора одной из крупнейших в истории мировой преступности воровских шаек. Как и его реальный прототип, П. превращает своих грабителей в источник двойной наживы. С одной стороны, он перепродает награбленное с выгодой для себя; с другой — выдает проштрафившихся бандитов властям, получая солидное вознаграждение за каждого из них. Даже собственная дочь для него — прежде всего выгодный товар, поэтому он негодует, что она вышла замуж против его воли. В то же время П.— великий демагог, пытающийся прикрыть благопристойными речами свое неблаговидное занятие. «Пичем, как правило, не любит называть вещи своими именами — на все у него существуют эвфемизмы: разбой и грабеж — это его «профессия», «дело», «занятие»; воры — «джентльмены, рискующие жизнью ради товаров», а награбленная добыча — «плоды часов досуга»» (И.Ступников).

2) Персонаж «Трехгрошовой оперы» Б.Брехта, написанной по мотивам «Оперы нищего». Здесь Джонатан Джеремия Пичем превращается во владельца фирмы «Друг нищего», благотворительного заведения, под вывеской которого скрывается все тот же воровской притон. П. из «Трехгрошовой оперы» — это заправский буржуа, ведущий свое дело на широкую капиталистическую ногу. Философия грабежа, насилия и фарисейства, исповедуемая П., наиболее полно выражена в зонтах «Утренний хорал Пичема» («Жену продавай ни за грош! // Не брезгуй ничем и нигде!») и «Первый трехгро-шовый финал о ненадежности житейских обстоятельств» («Я прав. Кто возразить бы мог? // Зол человек, а мир убог. // И были бы мы не так черствы, // Да обстоятельства не таковы»).

 

Макхит

МАКХИТ (англ. Macheath) — 1) герой «балладной оперы» Д.Гея «Опера нищего» (1728), название которой более известно в неточном переводе «Опера нищих». М. (что означает «сын вересковой пустоши») представляет собой пародию на благородного разбойника. С одной стороны, М. не лишен романтического ореола, свойственного образу злодея в английском театре XVIII-XIX вв. Не случайно автор именует его не иначе, как «джентльмен с большой дороги»: он благороден, щедр, хранит верность в дружбе, у него есть непреложное представление о чести и т.п. С другой стороны, М. представлен в пьесе в нарочито сниженном, гротескно-комедийном плане. Герой появляется то в обществе проституток, дважды выдающих властям своего незадачливого любовника, то в игорном доме, то в тюрьме, куда его засаживает Ничем, чтобы разлучить со своей дочерью Полли, против воли родителей вышедшей за него замуж. Но и в тюрьме капитан М. оказывается объектом отчаянного соперничества двух женщин: его жены Полли и дочери тюремщика Локита Люси, ждущей от него ребенка, так что виселица кажется ему желанной избавительницей от всех земных невзгод. Первая постановка «Оперы нищего» Д.Гея состоялась 29 января 1728 г. на сцене лондонского театра Линколнс Инн Филдс с Томасом Уолкером в роли М. Лит.: Ступников И. О Джоне Гее, Полли Пичем и джентльменах с большой дороги // Гей Д. Опера нищего. Полли. М., 1977.

2) Герой «Трехгрошовой оперы» (1928) Б.Брехта (на сюжет Д.Гея). У Брехта М., по кличке Мэкки-Нож, появляется на новом общественно-историческом фоне и получает более подробную социальную прописку. По словам Б.Зингермана, в М. олицетворены самостоятельно действующие общественные силы, полные энергии и злости. Показана ситуация, когда общество нуждается в удачливом бандите и готово с наслаждением отдаться ему, как Полли Пичем отдается, сама не зная почему, своему Мэкки. Этот М. водит дружбу уже не с тюремщиком Локитом, но с главным шерифом Лондона Пантерой-Брауном, с которым когда-то делил солдатское житье-бытье, а теперь делится добычей, что, впрочем, не мешает шерифу засадить его в тюрьму. Подобно Пичему, М. представлен в «Трехгрошовой опере» солидным буржуа, в минуту опасности передающим жене самое дорогое, что у него есть,— бухгалтерские книги и списки личного состава. В финальном монологе тем не менее он говорит о себе как о «гибнущем представителе гибнущего сословия < ...> мелких кустарей, взламывающем честным ломом убогие кассы мелких лавчонок». М. восклицает: «Что такое «фомка» по сравнению с акцией? Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка? Что такое убийство человека по сравнению с использованием его в своих интересах?» Первая постановка «Трехгрошовой оперы» Б.Брехта состоялась 31 августа 1928 г. в берлинском театре на Шиффбауэрдамм с Гарольдом Паульсеном в роли М. Среди других исполнителей этой роли следует выделить Лоренса Оливье, сыгравшего М. в фильме П.Брука «Опера нищего» (1953). Лит.: Зингерман Б. Случай «Трехгрошовой оперы» // Очерки истории драмы XX века. М., 1979.