Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Бурлюк Давид Давидович (1882 - 1967), поэт, художник.

     Родился 9 июля (21 н.с.) на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери.

     С десяти лет увлекался живописью, в 1898 - 99 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В 1902 - 05 учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.

     В 1909 - 10 вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим действительным учителем.

     Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. При участии Бурлюка выходят сборники Садок судей (1913), Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея, Рыкающий Парнас (1914). Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др.

     В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища за участие в публичных диспутах.

     В 1918 - 19 уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 - в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал Цвет и рифма. В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967.

     Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

     

     Бурлюк Давид Давидович (1882, хутор Семиротовщина Харьковской губ. - 1967, Лонг-Айленд, США)- поэт, художник, один из основоположников росс. футуризма. Сын агронома. В 1898-1910 учился в Казанском и Одесском художественных уч-щах; изучал живопись в Германии и Франции. Вернувшись в Россию, в 1907-1908 Б. сошелся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911-1914 занимался вместе с Д.Б. Маяковским в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Б. полагал: Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки. Картины и рисунки Б. разбросаны повсему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцировано в его книгах.или .книгах о нем. Отец российского футуризма, Б. принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:

      Душа - кабак, а небо - рвань,

      Поэзия - истрепанная девка,

      А красота - кощунственная дрянь;

      Звезды - черви, пьяные туманом;

      Мне нравится беременный мужчина

     

     и т.д. В.В. Маяковский вспоминал о нем: Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом... Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая. В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т.к. у негоне было одного глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США. Свои сборники, брошюры, журналы Б. издавал сам с женой Марией Никифоровной Б. и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В.В.Маяковском.

     Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

           Голлербах Э.Ф. Искусство Давида Д.Бурлюка. Нью-Йорк, 1930; Поступальский И. Литературный труд Давида Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1931. ;.