Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866 - 1949), поэт.

     Родился 16 февраля (28 н.с.) в Москве в семье служащего. В пять лет потерял отца, и воспитательницей будущего поэта стала мать, романтически настроенная женщина, в душе которой восхищение перед Белинским уживалось с любовью к церковности. Круг ее увлечений был первой духовной родиной Иванова.

     Гимназические годы прошли среди тяжелого труда: семья обеднела, и мальчик должен был давать так много частных уроков, что имел свободу читать и думать только ночью. В двенадцать лет начинает самостоятельно изучать древнегреческий язык, сохранив увлечение античностью на всю жизнь.

     После окончания гимназии учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1886 уезжает в

     Германию, чтобы работать в семинаре знаменитого историка Момзена.

     За границей Иванов проводит десять лет: много путешествует, собирая материалы об эллинском культе бога Диониса, завершает образование защитой диссертации по истории в Берлине, пишет стихи, не стремясь их публиковать.

     В 1890-е происходят важные события, повлиявшие на его жизнь: он знакомится с философией Ф.Ницше (особенно сильное впечатление произвела на него идея о духе музыки, а также идея дионисийского и аполлонического начал). В это же время он встречает Л.Зиновьеву-Аннибал, свою любовь, через несколько лет ставшую его женой.

     В 1903 он издает сборник стихов Кормчие звезды, принесший ему громкую известность, затем сборник Прозрачность (1904) и трагедию Тантал (1905), упрочившие его славу. Как поэт он не оказал заметного воздействия на развитие русской поэзии, но в разработке и обосновании теории русского символизма ему принадлежит решающая роль.

     В 1905 возвращается в Россию и поселяется в Петербурге. Квартира четы Ивановых в выступе над пятиэтажным домом на Таврической улице на долгие годы получает наименование башни и вскоре становится одним из центров русской культурной жизни, где по средам к полночи собирались литераторы, художники, актеры, философы, ученые и общественные деятели всех направлений, чтобы читать стихи, выступать с докладами, обмениваться идеями, спорить.

     События первой мировой войны взволновали поэта, но он стремился сохранить философское спокойствие. Он пытается истолковать исторические судьбы России в контексте судьбы всего человечества, чему посвящает лирико-философский цикл Человек.

     Октябрьская революция и ее идеи остались глубоко чуждыми Иванову. После периода лояльного сотрудничества с Советской властью (1918 - работа в театральном отделе Наркомпроса, 1920 - 24 - должность профессора, затем ректора Азербайджанского государственного университета) Иванов эмигрирует в 1924 в Италию, сохранив советский паспорт и гражданство, что впоследствии помешает ему быть избранным профессором Флорентийского и Каирского университетов. Иванов живет в Риме, занимается переводами: он переводит на русский язык Данте, на европейские языки - свои стихи. В 1925 публикует Римские сонеты.

     Во время второй мировой войны вернулся к поэзии. В стихотворном Римском дневнике 1944 года возникают воспоминания долгой жизни, образы мрачной кутерьмы - тяготы войны и ужасы немецкой оккупации Вечного города. Умер Вяч. Иванов в Риме 16 июля 1949.

     Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.