Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Майков Аполлон Николаевич (1821 - 1897), поэт.

Родился 23 мая (4 июня н.с.) в Москве в дворянской семье. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. С детства увлечен искусство - живописью и поэзией.

     С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

     В 1837 - 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая 1 пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

     В 1844 Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцеве-ком музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры.

     Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего "дарование неподдельное и замечательное". Сборник имел большой успех.

     Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова "Очерки Рима" (1847).

     В эти годы сближается с Белинским и его окружением - Тургеневым и Некрасовым, посещает "пятницы" М.Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф .Достоевским и А.Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы "Две судьбы" (1845), "Машенька" и "Барышня" (1846), содержат гражданские мотивы.

     С 1850-х Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма "Клермонтский собор" и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы "Неополитанский альбом" и "Новогреческие песни". Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами "Поля", "Нива". Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником "искусства для искусства", что вызвало резкую критику со стороны М.Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н.Добролюбова.

     Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал один из лучших переводов "Слова о полку Игореве".

     По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму "Два мира", удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества.

     К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика: "Сенокос", "Под дождем", "Ласточки" и др., отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.

     Умер А.Майков 8 марта (20 н.с.) 1897 в Петербурге.

     Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

     

     МАЙКОВ Аполлон Николаевич(23.05.1821-8.03.1897), родился в семье академика живописи, происходившего из старинного дворянского рода. Детство поэта прошло недалеко от Троице-Сергиевой лавры. По окончании юридического факультета Петербургского университета в 1841 поступил на службу в Государственное казначейство. Писать стихи Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.

     Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

     В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы ("В Городце в 1263 году", "У гроба Грозного", "Емшаи", "Кто он?" и др.).

     В 1889 им закончен был перевод "Слова о полку Игореве", не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор. Последним крупным произведением его была философско-лирическая драма "Два мира" (1880).