Сорокин Валентин
Васильевич [хутор Ивашла Башкирской АССР, 25.07.1936] - поэт.
Сорокин происходит из знаменитого на Урале
казачьего рода, который дал краю много ратников, лесников и пчеловодов.
Прапрадед поэта Осип Павлович был, по семейным преданиям, богат, храбр, красив
и знаменит - избирался головою завода. Фамилия Сорокины первоначально
произносилась с ударением на последнем слоге - так звали ратников,
командовавших сорока воинами. Предки поэта сражались на Куликовом поле, а
проживали они в Мосальском княжестве. Позднее мосали были переселены Иваном
Грозным на Южный Урал. Здесь они основали множество поселений, в числе которых
был и хутор Ивашла (ныне не существует), где в многодетной семье (четыре сестры
и четыре брата, двое из которых умерли в младенчестве) рос будущий поэт. Мать
Сорокина - крестьянка, знала множество стихов, пословиц и поговорок. Отец -
лесник, участник Великой Отечественной войны, был ранен шесть раз, домой
вернулся инвалидом. Большим потрясением для Сорокина стала трагическая смерть
его старшего брата Анатолия (погиб в 1945-м году в глиняном карьере). С этого
момента будущий поэт ощущал себя совершено взрослым, ответственным человеком.
В 14 лет, чтобы помочь семье, Сорокин
уходит из родительского дома. В это время он уже автор нескольких прозаических
и поэтических публикаций в районной прессе (первая из них, по свидетельству
самого Сорокина, рассказ «Поэт»). Закончив семилетку, Сорокин поступает в
челябинское ФЗО № 5, по окончании которого десять лет работает оператором
электрокрана в 1-м мартене Челябинского металлургического завода. Параллельно
он заканчивает вечернюю школу, учится в горно-металлургическом техникуме,
посещает литобъединение «Металлург», много печатается в областной прессе.
Одаренного поэта поддерживают земляки: писатель Н. Воронов публикует его в
альманахе «Уральская новь» (1957), а поэтесса Л. Татьяничева редактирует первую
книгу «Мечта» (Челябинск, 1960), стихи из которой «Мы простые парни, работяги,
Дышим вечным пламенем отваги…» позволяют впоследствии ряду критиков причислить
Сорокина к продолжателям «рабочей темы» (Макаров А.). Но в следующих сборниках
«Мне Россия сердце подарила» (1962) и «Я не знаю покоя» (1962) вырисовывается
иной лирический герой, который ставит более масштабные задачи, чем воспевание
рабочего класса: «Век поэта - грозное мерило, / Всё, что есть в душе, / Не утаю.
/ Мне Россия сердце подарила, / Я его России отдаю!».
В 1962 году по рекомендации Леонида
Соболева, Бориса Ручьева и Василия Федорова Сорокин вступает в Союз писателей
СССР. В следующем году по настоянию В. Федорова он приезжает в Москву для учебы
на Высших Литературных Курсах, где занимается в поэтическом семинаре,
руководимом критиком Александром Макаровым. В Литинституте и на ВЛК дружит с И.
Акуловым, братьями Э. и В. Сафоновыми, Н. Рубцовым, Б. Примеровым, С.
Кузнецовой, В. Машковцевым, А. Жигулиным и др. За неопубликованное
стихотворение «Льву Троцкому» («Для тебя и ракета, и книга, / И такси, и
гремучий состав, / Ты страшнее монгольского ига, / Ядовитый сионский удав!») и
ряд других произведений Сорокина подвергается многолетнему прессингу со стороны
КГБ.
После окончания ВЛК в 1965-67 гг. Сорокин
заведует отделом поэзии в саратовском журнале «Волга». В книге «Лирика» (1966)
он выступает как яркий и самобытный поэт любовной темы: «Я люблю тебя очень и
очень, / Так, что всюду - куда ни пойди, / Не глаза, а иконные очи, / Светят
мне бесконечно в пути».
В 1968-69 гг. Сорокин ведет отдел очерка и
публицистики в журнале «Молодая гвардия», который в те годы был главным рупором
«Русского Возрождения». По-видимому, именно в это время он окончательно
сформулировал основные художественно-эстетические и философские принципы своего
творческого пути и гражданского поведения. В 1970-80 гг., будучи главным
редактором издательства «Современник», Сорокин получает возможность претворить
эти установки в жизнь, и блестяще справляется с поставленной задачей.
«Современник» становится ведущим издательством русского (почвеннического,
национально-государственного) направления, а сам поэт создает несколько
произведений, вошедших в «золотой фонд» русской литературы ХХ века. В первую
очередь, это поэмы «Евпатий Коловрат», «Пролетарий», «Дмитрий Донской»,
«Сейитназар», «Красный волгарь», «Две совы», «Золотая» (впервые напечатаны в
книгах «Огонь» (1973), «Признание» (1974), «Плывущий Марс» (1977), «Лирика»
(1979)). Характеризуя значимость жанра, Сорокин писал, что «поэт без поэмы -
царь без короны», а его творческий метод отчасти раскрывает признание,
сделанное им в критической книге «Благодарение»: «Поэма требует иногда целого
пласта жизни. Поэма - карьер, где надо работать долго и умело, терпеливо и
безответно».
Примером такого труда можно считать поэму
«Дмитрий Донской». Это драматическое повествование (в пяти картинах) густо
населено действующими лицами: Дмитрий Донской, Евдокия - жена князя, Сергий
Радонежский, Карп - разведчик, его невеста, Пересвет, Мамай, Олег Рязанский -
князь-изменник, Черт, Челубей, а также: бабы, мужики, князья, русские и
татарские воины. Дух победительности, торжества (вообще свойственный творчеству
Сорокина) властвует в поэме, а еще в ней ярко выражено ощущение беды и тревоги.
И - явление Сергия Радонежского в прологе произведения, что в атеистическое
время 70-х было более чем смелым сюжетным ходом. Поэма получилась, с одной
стороны, очень религиозной, с другой, весьма светской, точно объясняющей цель и
содержание жизни мирянина. В чем же эта цель? Автор дает ответ в эпилоге:
«Беречь Россию не устану, / Она - прозрение моё, / Когда умру, то рядом встану
/ Я с теми, кто берег её». Тема Родины, тема любви, таким образом, становится
ведущей в творчестве поэта.
В 1978 году Сорокин подвергается целому
ряду нападок со стороны тогдашних «верхов» - партаппаратчики лишают его
квартиры, вселив в неё мультимиллиардеру Кристину Онассис; вместе с другими
руководителями «Современника» он проходит через позорную и несправедливую
процедуру партийного суда - Комитета Партийного Контроля; Михаил Шолохов, по
наущению своего окружения, посылает в Политбюро телеграммы с требованием снять
с должности «хамоватого парня Сорокина» (которого классик даже никогда не
видел). Эти внешние обстоятельства существенным образом повлияли на
жизнелюбивую и темпераментную поэзию Сорокина Виктор Кочетков, поэт старшего,
военного поколения, в одной из своих работ написал: "...на долю поколения,
к которому принадлежит Валентин Сорокин, выпали вроде бы самые
"тихие", самые бескровные годы. Но на дне этих лет таилась такая
горечь, которая в особый цвет окрасила не один лирический сборник, не одну
прозаическую книгу. Лирика Валентина Сорокина соединила в себе и драму прошлого,
и сумятицу настоящего, и надежду будущего" (цитируется по книге Сычевой
Л., стр. 118) В наиболее явном виде трагедия «тихого времени» отразилась в
сборнике «Посреди холма» (1983), где возникает образ одинокого и сильного
человека, ощущающего грядущую катастрофу русского народа и государства: «…Но не
летят знакомо журавли. / Я видел сон: они крестов коснулись, / И в заревой
растаяли пыли, / И никогда уж больше не вернулись».
С 1983-го года Сорокин руководит Высшими
Литературными Курсами. В 1986-м году за книгу «Хочу быть ветром» (1982), где, в
основном, была представлена любовная лирика, поэт удостоен Государственной
премии РСФСР (прежде, в 1974-м, он стал Лауреатом премии им. Ленинского
Комсомола, хотя «комсомольская» и «партийная» тематики ему никогда не были
свойственны). Все 80-е годы Сорокин сражается за судьбу своей большой эпической
поэмы «Бессмертный маршал» (о Георгии Жукове), завершенной еще в 1978-м году.
Цензурные и партийные преследования многострадальной поэмы были таковы, что в
отдельные годы из нее вымарывали до 1500 строк - власти обвиняли автора в
«антисоветчине», требуя убрать образы Берии, Сталина, да и сам Жуков казался ЦК
КПСС «недостаточно коммунистом». Полностью поэма была опубликована только в
1989 году.
Распад СССР, национальные войны на
окраинах некогда единой державы поэт переживает очень тяжело. Именно в эти годы
в периодике появляются очерки Сорокина о погибших русских поэтах - Сергее
Есенине, Борисе Корнилове, Павле Васильеве, Николае Рубцове и др., составившие
впоследствии документально-публицистическую книгу «Крест поэта» (1995).
Кровавые события 1993 года легли в основу поэмы «Батый в Кремле». В этом
произведении кроме характерных для поэта горько-обличительных, гневных
интонаций много народной лексики и сатирических приемов: «А Батый на «ЗИЛе»
мчится / И кобенится, мурло: / «Не успел я помочиться / Вертолету на крыло!..»
В 1996 году в книге «Будь со мной» Сорокин
возвращается к любовной лирике. Для поэта характерно слияние любимой женщины,
России, матери в едином образе лирической героини: «Глаза твои, глаза её / И
колокольный звон, / Все это - вечное, моё, / Протяжное, как стон!». Кроме того,
любовная лирика Сорокина отличается глубокой интимностью и чувственностью: «Нам
тоской разлуки не согреться. / Белые деревья. / Лунный чад. / И тебе под
маленькое сердце / Кровь и свет страстей моих стучат».
Параллельно поэт работает над циклом
политических басен («Басни и сказы про ельцинские проказы», 1997) и очерками
новейшего «смутного времени» («Обида и боль», «Отстаньте от нас!..», 2002).
Очерки В. Сорокина отличаются большой страстностью, бескомпромиссностью, ярко
выраженным национальным чувством: «Сионистская гондонная печать отравила добрые
отношения между нами и мусульманами: какой нормальный народ вынесет, стерпит
спидовую гоп-компанию иуд?..» Документальный роман в новеллах «Биллы и дебилы»
(2003), где Сорокин касается, в основном, своей работы в «Современнике», дает
прекрасный образец прозы поэта - импульсивной, ироничной, точной в оценках, с
многочисленными лирическими отступлениями. В поэтическую книгу «Голос любви»
(2003) вошли стихотворения, написанные в последние годы, а так же те, что не
были опубликованы в советское время из-за цензурных препятствий.
После распада СССР в качестве
сопредседателя Союза писателей России Сорокин способствует восстановлению
литературного процесса в национальных республиках, с 2002 года работает
заместителем председателя исполкома Международного Сообщества Писательских
Союзов. В 2000-м году за поэму «Бессмертный маршал» ему присуждена
Международная премия им. М.А. Шолохова. Сорокин также удостоен литературных
премий имени А. Твардовского, В. Федорова, В. Тредиаковского и др.
В последние годы в стихах C. все яснее
звучат христианские мотивы. Поэт осознает свое творчество как мессианское
служение: «К Родине склоняясь головою, / Знаю, Бог мне указал перстом / Стать
землей, молитвою, травою, / Эхом стать в моем краю пустом!..» (Ср. у Пушкина:
«И неподкупный голос мой / Был эхом русского народа».)
Сорокин - автор очерков о многих поэтах и
писателях, своих современниках: Б. Ручьеве, Л. Татьяничевой, В. Федорове, П.
Проскурине, Ю. Бондареве, Е. Исаеве, В. Семакине, И. Шевцове, Н. Воронове, И.
Акулове, М. Львове, Д. Ковалеве, В. Бокове, С. Куняеве, А. Маркове, А. Прокофьеве,
С. Богданове, В. Машковцеве, А. Филатове, С. Викулове, С. Поделкове, В.
Кочеткове, Ю. Прокушеве, О. Шестинском и др. Стихи Сорокина переведены на
многие европейские языки, на арабский (у поэта есть большой стихотворный цикл
«Древняя песнь Иордана»), японский и хинди.
Жизнь и деятельность Сорокина высоко
оценивают его современники. «Мир в свете любви», - такова, по мнению Бор.
Леонова (стр. 250), поэзия Сорокина «Он из тех поэтов, которые не украшают
красоту, а как бы придвигают её к людям», - считает Михаил Беляев (стр. 3-4).
«В Сорокине живет большая поэтическая стихия, которая, на мой взгляд, сродни
или близка к поэтической стихии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Те же
широта, размах, удаль, яркие живописные мазки, народный язык… Сорокин - поэт
ярко выраженного национального чувства. Он - поэт громкий и громко говорит о
своей любви к Родине. Да будет он правильно понят и современниками, и
потомками», - говорил Михаил Львов (стр.4-5). По понятным причинам, подобных
оценок от либеральных писателей и критиков Сорокин не удостоился.
Л.А. Сычева