Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Представление об информационном ресурсе

Информационный ресурс – это информация, являющаяся знанием, т.е. обладающая всеми атрибутами знания.

Важным для информационного ресурса является форма существования и представления знаний. Знание – это отражение той или иной стороны объективной реальности в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении.

При этом не все знания, имеющие атрибуты информации, могут выступать в качестве информационного ресурса. Для последнего важно его использование человечеством, в то время как знание и информация, могут оставаться не востребованными по причине своей малодоступности в силу ряда причин. Поэтому на сегодняшний день существует проблема извлечения максимума информации из сообщений, накопленных за всю историю человечества и превращения ее в информационный ресурс. Обычно при этом происходит превращение книжных описаний и других рассеянных знаний в алгоритмы и программы, что является частью работы по формированию информационного ресурса.

Главная трудность в понимании природы и функций информационного ресурса как интеллектуального ресурса, фактора коллективного творчества состоит в раскрытии механизма перехода знаний в силу, способов его воздействия на материальные факторы прогресса.

Особенности информационного ресурса

Неисчерпаемость. Характерное отличие от материальных ресурсов. По мере развития общества и роста потребления знаний запасы информационных ресурсов не убывают, а растут.

Имеет потенциальное значение. Информационный ресурс может проявиться как движущая сила, только соединяясь с другими ресурсами – опытом и квалификацией персонала, техникой, энергией, сырьем.

Эффективность применения. Связана с эффектом повторного производства знаний: получение знаний требует большого количества усилий, в то время как его воспроизводство осуществляется с меньшими затратами труда.

Непосредственно включает науку в состав производственных сил. Осуществляется переход к производственным системам, основой функционирования которых служат информационные ресурсы.

Возникает в результате творчества. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

Формы информационного ресурса

Информационный ресурс может существовать в двух формах: активной и пассивной. Пассивны книги, банки данных и т.п.

К активным ресурсам относятся модели, алгоритмы, программы, проекты, базы знаний. Их можно трактовать как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превращения в силу.

Модель – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий.

Алгоритмы подразделяю в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект – конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. Программа или проект непосредственно противостоят энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы, которое обозначает величину потенциального уменьшения неопределенности. В ходе реализации программы идет как бы заполнение пространства объекта информацией, которая в нем сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база знаний как активные формы информационного ресурса – это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей закономерностью и готовностью к прямому информационному воздействию на объект с целью снятия его неопределенности.