Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Генератор псевдослучайных чисел

Бывают ситуации, когда требуется, чтобы результат работы программы был случайным в определенных пределах. Для реализации такой возможности во многих языках программирования присутствуют встроенные функции, код которых выдает случайные числа. На самом деле числа не совсем случайные, а псевдослучайные. Дело в том, что искусственно реализовать случайность невозможно. Обычно берется некоторый коэффициент, и с его помощью вычисляется каждое последующее «случайное» число.

В языке программирования Паскаль для генерации псевдослучайных чисел в заданных диапазонах используется функция random. Перед ее использованием обычно выполняется процедура инициализации датчика случайных чисел - randomize; иначе программа всегда будет выдавать один и тот же результат. Randomize задает начальное значение последовательности, от которого вычисляются все последующие. При каждом запуске программы это значение будет разным, а значит и результат работы функции random будет различным.

Функция random генерирует случайное число в диапазоне от 0 (включительно) до единицы. Если в скобках указан аргумент, то от 0 до значения указанного в скобках (не включая само значение). Так выражение random (10), говорит о том, что будет получено любое число в диапазоне [0, 10). Если требуется получать значения в каком-либо другом диапазоне (не от нуля), то прибегают к математической хитрости. Например, чтобы получить случайное число от -100 до 100 достаточно записать такое выражение: random (200) – 100. В результате, сначала будет получено число из диапазона [0, 199], а затем из него будет вычтена сотня. И если случайное число было меньше 100, то результат выражения будет отрицательным.

В примере программы сначала с помощью процедуры randomize инициализируется датчик случайных чисел. Далее переменной n присваивается случайное значение в диапазоне [5, 12). Значение переменной n используется для определения количества итераций цикла for. В цикле for генерируются случайные числа в диапазоне [0, 50) и выводятся на экран.

var n, i, x: integer;

 begin

    randomize;

     n := random (7) + 5;

     for i := 1 to n do begin

        x := random (100) - 50;

        write (x:5)

    end;

readln

end.