Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина


Петропавловская (Петровская) церковь в Кобрине

Петропавловская (Петровская) церковь впервые упоминается под 1465 годом. В этом году кобринская княгиня Ульяна Семеновна подарила храму в городе землю с людьми. В XIX веке встречается два разных названия церкви – Петровская или Петропавловская. Последнее закрепляется, престольный праздник отмечается в день святых Петра и Павла 29 июня (12 июля по новому стилю).

Ревизия 1563 года называет Петровскую церковь замковой, что свидетельствует о расположение её в центре города Кобрина. Известно, что в XVIII веке церковь находилась на южной окраине Рыночной площади, где сейчас расположен сквер имени А. И. Морозова.

В 1796 г. и 1800 г. в городе проживал знаменитый русский полководец А. В. Суворов, он ежедневно ходил в кобринскую Петропавловскую церковь. Вот что об этом пишет Павел Бобровский: «во время поста ежедневно ходил в церковь, пел на клиросе, читал громко апостола, молился в землю и соблюдал все церковные обряды».

В 1812 г. во время боя за Кобрин Петропавловская приходская церковь от огня не пострадала, но давно уже нуждалась в ремонте, т.к. являлась самым старым действующим храмом в городе. Архивные материалы свидетельствуют о том, что в 1846 году церковь «крайне нуждалась в починке». Кобринский благочинный священник Петр Шостаковский в докладе Литовской духовной консистории сообщает, что земский исправник взыскивает с прихожан деньги на ремонт храма, но из-за неурожая этот процесс идет очень медленно, не собрано и 100 серебряных рублей. Консистория решила «просить гродненское губернское правление в согласность отношения своего от 8 июля 1844 года за № 4570 распорядиться о немедленной починке кобринской Петропавловской церкви и о последующем уведомить консисторию».

Однако начало ремонта храма многократно откладывалось. О непростом состоянии этого вопроса можно судить из нижеследующего документа – прошения помещиков Кобринского уезда на имя предводителя дворянства. Предыстория данного события такова: Гродненский гражданский губернатор предложил помещикам составить проект ремонта храма и разделить расходы на починку между своими крестьянами. В связи с этим 11 сентября 1850 года уездный предводитель дворянства, кавалер Дзеконский пригласил на совещание группу помещиков, владельцев крестьян приписанных к приходу Петропавловской церкви.

Владельцы крестьян осмотрели церковь и подали прошение на имя предводителя дворянства: «По осмотру таковой церкви найдено нами, что она совершенно старая, ветхая, сгнившая и грозит даже опасностью, словом нет способа её починить, а следовало бы все построить заново и после разбора церкви нельзя даже ожидать хоть части годных к чему материалов. На сооружение новой церкви нужно значительный капитал, и по соразмерности прихода вышло бы на душу по несколько десятков рублей. Крестьяне после уплаты податей и исполнения повинностей не в состоянии этого никак исполнить и не имеют к тому малейших способов». Таким образом, состояние церкви требовало не просто ремонта, а строительства нового храма, на что требовалась значительная денежная сумма. Помещики же просили не взыскивать с их крестьян эти деньги ввиду крайней бедности последних.

И далее в прошении указывалось: «церковь эта расположена в уездном городе Кобрине и к ней в значительном числе принадлежат мещане и казенные крестьяне ведомства Палаты государственных имуществ. Что проект от 20 июля  1842 года месяца дня издан только для обеспечения сельского духовенства, как же эта церковь находится в самом городе, а потому крестьяне из селений не могут по сему высочайше утвержденному проекту быть принуждаемы к каким либо налогам. Что на основании сего высочайшего повеления, помещичьи крестьяне, приписанные к церквям в казенных имениях, освобождены от уплаты падающего по раскладке соразмерно душам сбора на оные, а только предоставлено приглашать их к добровольным пожертвованиям».

Помещики Кобринского уезда сослались на законодательный акт 1842 года и устранились от сбора средств на строительство церкви. К тому же они заявили, что финансирование должно происходить из церковно-строительного капитала и таковой имеется.

И еще один аргумент для устранения от финансирования прозвучал в прошении: «При чем долгом считаем доложить, ни постройка ни починка кобринской Петропавловской церкви по мнению нашему вовсе не нужна,… потому, что в том же самом городе Кобрине есть новая, отличная, довольно просторная церковь Никольская, к которой не имеется ни прихода, ни священника, а только иногда из других церквей священники сами собой отправляют в оной Богослужения, а потому не благоугодно бы было правительству назначить в ней приход и священника Петропавловской церкви, чем и исполниться предстоящая надобность, и не нужно будет употреблять на сооружение новой церкви церковно строительного капитала». Подписали помещики из Девяток, Легат, Сельца и Залесья – Павел Павловский, Иван Долобовский, Хелена Долобовская, Константин Цытович, майор Гончаровский и др.

Поскольку вопрос не был решен, а состояние церкви было угрожающим, то в 1857 году по приказу Литовской духовной консистории Петропавловская церковь была запечатана. В это время (с 1852 г. и до закрытия храма) настоятелем являлся протоиерей Петр Левицкий, который получил сюда назначение по окончании Киевской Духовной Академии.

В рапорте священника Петропавловской церкви Павла Петровского за начало 1860 года сообщается, что к починке и не думается приступать. «Прихожане крайне ропщут и жалуются, что внесли следуемые с них на починку церкви деньги в канцелярию предводителя дворянства и (к стыду целого света) не имеют своей церкви, тем более, что эта святыня, по причине своей древности и ущемления во время бывшего в городе Кобрине пожара, возбуждает к себе глубокое благоговение всех здешних жителей и исповедания римского. (Из числа сих), помещик имения Девяток господин Осип Верещака ему (священнику Петровскому) говорил лично, что принял бы на себя труд заняться постройкою сей церкви, не из подряда, а хозяйственным способом, лишь бы был прислан ему план на постройку оной и сложенные прихожанами деньги».

В 1862 – 1864 г. на том  месте, где располагался храм и частично из останков ветхой церкви, стараниями прихожан и местного клира на их собственные средства была построена новая церковь. Возведенная по проекту архитектора Венденбаума святыня значительно отличалась от прежнего храма. Старая церковь была более аскетична, на крыше возвышались два небольших купола. Колокольня находилась отдельно. На новый храм был назначен отец Павел Петровский. 28 ноября 1864 года нововыстроенный деревянный храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла.

В начале 1870 г. в Кобрине случился большой скандал. Некоторые православные прихожане Соборной и Петропавловской церквей, после окончания утреннего богослужения ходили в римско-католический костел. Об этом донесли самому гродненскому губернатору, а он обратился к брестскому епископу Игнатию. Кобринский благочинный провел вразумительные беседы с православными, которые посещали кроме церкви ещё и костел. Один из мещан – Осип Самойлович, за упорство в посещении костела, по представлению благочинного был снят с занимаемой должности в Городской Думе. Православные же объясняли своё посещение костела любопытством и желанием посмотреть на уездную аристократию, так как в костел съезжались помещики большей части уезда. Чтобы прекратить посещение православными костела уездное полицейское управление обязало нарушителей спокойствия подписками не ходить в костел.

Казалось бы, после такого резонанса подобное не повторится, но уже в сентябре 1870 года на стол гродненского губернатора легли сведения о новых случаях посещения кобринского костела православными. Начальник жандармского управления отмечает, что, несмотря на обязательство подписками, некоторые лица почти постоянно бывают в костеле. Проблема оказалась более глубокой, чем казалось на первый взгляд.

В 1880 году в городе Кобрине было 3749 православных верующих (учитывая 2295 человек регулярных войск). Действовали: православный каменный собор и три деревянные церкви – Петропавловская, Никольская и Георгиевская, католический каменный костел Успения Пресвятой Девы Марии и каменная каплица святой Анны, каменная синагога и 14 иудейских деревянных молитвенных школ.

Следует обратить внимание на чрезмерно высокое число православного белого духовенства и их семей в 1862 г. Связано это с существованием в ту пору в городе духовного училища, в котором пребывало 53 ребенка из семей священников.

В 1887 году настоятелем Петропавловского прихода стал Константин Михайловский, который в жены взял Екатерину, дочь Николая Сцепуро – священника брестской церкви во имя св. Симеона Столпина, брестского благочинного с 1872 г.

В Петропавловском храме находился образ Покрова Божьей Матери, сооруженный прихожанами в благоговейную благодарность Господу и Пречистой Деве за чудесное спасение храма во время пожара 14 октября 1896 года, когда возле церкви сгорело 35 домов. Тогда ветер, поменяв неожиданно направление, отклонил неминуемую опасность от самой церкви.

В 1900 г. в России широко отмечалось столетие со дня смерти А. В. Суворова. В Кобрине также организовали комитет почитания памяти полководца. Предполагалось на месте Петропавловской церкви построить храм-памятник Петро-Павловско-Суворовский. Пожертвования на эту цель поступали от воинских частей, а также со всей страны и из-за рубежа. Военное ведомство выделило около тысячи пудов меди, а Брестская крепость подарила образа художника В. Васнецова. Однако последовавшие вскоре события первой мировой войны помешали осуществиться проекту.

В 1913 г. Петропавловская церковь была перенесена на улицу Пинскую, на кладбище. Для перемещения церкви ее поставили на бревна и так катили по улице. Снято было лишь внутреннее убранство и иные детали декора. В 1921 – 1939 гг. храм продолжал работать. Священнослужителями Петропавловской церкви тогда были: протоиерей Алексей Русецкий, с 1931 по 1937 год упоминаются протоиерей Александр Самойлович, протоирей Феодор Ивацевич и священник Михаил Смирнов.

В 1935 г. Петропавловская церковь владела 68 десятинами земли. Из них выделен сиротский надел 3 десятины пахотной земли. Средний доход приносимый землей составляет 1000 – 1600 злотых. За 1935 г. церковь получила доходов 2070 злотых.

Церковный староста с 9 августа 1929 г. – житель Кобрина Андрей Иосифович Сацевич. В 1935 г. Петропавловский и Соборный приходы посетил епархиальный архиерей.

Настоятель Петропавловской церкви священник Александр Самойлович, сын Владимира, родился 30 августа 1894 г. в Болотах Кобринского уезда. Имел следующие награды: на пасхальные праздники 1927 г. получил набедренник, в 1929 г. – скуфью, в 1933 г. – наперсный крест.

Закончил Оренбургскую духовную семинарию в мае 1915 г. В июне 1920 г. студент 4 курса юридического факультета Донского (бывшего Варшавского) университета. 12 (25) августа 1921 г. гродненский епископ Владимир назначил его настоятелем Петропавловской церкви в Кобрине. Рукоположил во священники епископ Сергий Бельский (16 (29) августа 1921 г.). 9 августа 1923 г. по резолюции епископа Полесского Александра на основании п. 3 «Временных правил» был переведен и назначен настоятелем церкви в д. Збураж Брестского повета. Затем по прошению был переведен на равнозначную должность в д. Олтуш Брестского повета. По прошению от 9 ноября 1926 г. был переведен в Пятницкую церковь в Дывине Кобринского повета. 17 июля 1930 г. священник Александр Самойлович был назначен помощником благочинного 1-го округа Кобринского повета.

Женат. Брачный союз заключил в г. Александрии Херсонской губернии 24 июля 1920 г. с Надеждой Дмитриевной Кондратьевой, рожденной 16 июля 1896 г. Дочь Ялина родилась 22 июня 1929 г.

По решению епархиальных властей, утвержденному Святейшим Синодом 20 февраля 1931 г. назначен благочинным новосозданного 3-го округа Кобринского повета (21 марта 1931 г.). 7 августа 1931 г. по прошению переведен на должность настоятеля Петропавловской церкви в г. Кобрине. Тогда же назначен исполняющим обязанности благочинного 1-го округа Кобринского повета.

По решению Святейшего Синода от 27 ноября 1931 г. назначен благочинным 1-го округа Кобринского повета. Делегирован в Варшаву с целью участия в работе Ревизионной комиссии и Общего собрания представителей участников пенсионной кассы православного духовенства в Польше (указ консистории от 29 сентября 1933 г.). Общим собранием этой кассы избран членом ревизионной комиссии как представитель Полесской епархии. Распоряжением архиепископа Полесского Александра от 14 ноября 1934 г. назначен членом Епархиальной ревизионной комиссии.

В 1935 г. награжден достоинством протоиерея и 26 мая 1935 г. архиепископом Александром возведен в сан протоиерея.

Псаломщик Петропавловской церкви – дьякон Григорий Кравчина, сын Андрея, рожден 4 апреля 1906 г. в Новом Почаеве Кременецкого уезда на Волыни. Сын мещанина. Окончил 6 классов гимназии в Кременце в 1922 г. С благословения архиепископа Полесского Александра назначен исполняющим обязанности псаломщика в церкви в д. Болота Кобринского повета (28 ноября 1923 г.). По прошению переведен в Хабовичскую церковь Кобринского повета (20 февраля 1924 г.). 20 августа 1926 г. по просьбе переведен в церковь в д. Степки Кобринского повета. Был слушателем миссионерско-певчих курсов в 1926 – 1927 гг. в Бресте. Резолюцией архиепископа Полесского от 18 февраля 1928 г. утвержден в должности псаломщика. В 1929 г. по прошению принят в Волынскую епархию псаломщиком в г. Берестечко. 8 ноября 1931 г. по прошению переведен в Свято-Богородичную церковь в г. Здолбунове. 4 ноября 1932 г. вновь принят в Полесскую епархию псаломщиком Мотольской церкви Дрогичинского повета.

Женат. Брачный союз заключен в местечке Здолбуново на Волынщине 2 марта 1932 г. с Анной Архиповной Низниковой, рожденной 9 октября 1906 г.

4 июля 1933 г. рукоположен архиепископом Александром в дьяконы. В июле 1934 г. по прошению переведен в Петропавловскую церковь Кобринского повета. С благословения архиепископа Александра дьякону разрешено преподавать закон Божий в общеобразовательных школах прихода в 1934/1935 учебном году.

Награжден похвальным листом на Рождество (Указ Консистории № 12170 от 9 марта 1936 г.). Получил суровое взыскание за неподобающее поведение в отношении власти в лице дьякона (Указ Консистории от 6 мая 1936 г.).

Ведомость о приходе за 1934 г.

Название населенного пункта

мужчин

женщин

Кобрин

201

202

Магдалин

86

91

Закросница

405

424

Залесье

261

243

Девятки

307

336

Легаты

494

449

Большие Лепесы

221

228

Малые Лепесы

33

35

Лукаши

21

19

Сельце

345

338

Всего

2374

2460

Петропавловская церковь, после закрытия в 1960-ые годы трех православных храмов города, осталась единственной, где не прекращались богослужения. Настоятелями в эти тяжелые времена были протоиереи Евгений Парфенюк и Александр Лесик. Интересен и такой факт, что храм вместе с православными верующими также посещали и католики.

В 1989 г. были реставрированы памятники на кладбище у церкви. Сама же Петропавловская церковь была перестроена. Была пристроена кристильня, построена новая сторожка. Церковь смогла сохранить свои иконы и другие старинные церковные атрибуты.

Так в церкви сохранились образы XVIII-XIX веков: «Божья Матерь с младенцем» (копия картины Дж. Белини), «Спас Пантакратар», десять образов на тему мук Христовых, «Апостолы Петр и Павел» и др.


https://sites.google.com/site/kronika1987/spisok/stati-po-istorii/svata-petrapaulauskaa-carkva-u-kobryne

Автор статьи: Шидловский, А. К. Из истории Свято-Петропавловской церкви г. Кобрина / Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа: зб. навук. арт. У 2 ч. Ч. 2 / ГрДУ імя Я. Купалы; рэдкал.: Э. С. Ярмусік [і інш.]. - Гродна: ГрДУ, 2009. - С. 336 - 340

замки для лесов , стоимость